0
4739
Газета Вера и общество Печатная версия

20.10.2014 00:01:00

Уфа надеется стать "мусульманской столицей" страны

Религиозный образовательный форум прошел на фоне споров о влиянии ближневосточных радикалов на российских мусульман

Тэги: башкирия, уфа, ислам, мусульмане, радикалы, исламский форум, алексей макаркин, алексей малашенко, фарид асадуллин, религиозное образование


башкирия, уфа, ислам, мусульмане, радикалы, исламский форум, алексей макаркин, алексей малашенко, фарид асадуллин, религиозное образование Мечеть Ляля Тюльпан. Фото официального сайта Администрации городского округа город Уфа

В Уфе 17 октября начал работу образовательный форум «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века». Гостями торжественного мероприятия стали представители Туниса, Иордании, Малайзии, Сирии, Турции. То, что съезд получился представительным, объяснимо, поскольку в поволжском городе преподают богословы из египетского университета «Аль-Азхар». Эксперимент с их привлечением приобретает особенное значение на фоне слов главы ФСБ Александра Бортникова: чиновник утверждает, что россияне, изучающие ислам за рубежом, в массовом порядке примыкают к экстремистам. Выход – приглашать иностранных профессоров в РФ.

По словам политолога Алексея Макаркина, серьезную опасность для российских мусульман, выезжающих за рубеж на учебу, представляет формирующийся у них «комплекс неофита». «Представьте себе, человек попадает в другую культурную среду и в ней, естественно, отходит от установок, которые были ему присущи. Идет переосмысление того, что ему казалось очевидным раньше. В России это тоже происходит: у нас есть сайты, другие каналы радикальной информации. Но здесь это сдерживается влиянием семьи и традиционных авторитетов. А там, за границей, ничего этого нет. Я бы не говорил, что все, кто уезжает за границу, становятся ультрарадикалами. Но для тех, кто не получил в РФ основного религиозного образования, действительно имеется момент риска. Такие люди часто приезжают за рубеж с широко раскрытыми глазами. Кстати, часто они даже не оканчивают обучения, находят свою безусловную истину и перестают учиться, становятся практиками, адептами, фанатиками».

Макаркин считает, что для смягчения угрозы полезно применение к исламскому образованию отдаленного аналога Болонской системы: «Пусть за рубеж едут люди, которые на родине стали бакалаврами, уже получили определенный набор взглядов, имеют определенную квалификацию. Но вот что было бы неправильно – пытаться полностью перекрыть возможность поездок за рубеж. На Ближнем Востоке располагаются ведущие теологические центры ислама, и люди неизбежно будут туда ездить, в самом худшем случае – нелегально».

Эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко предлагает взглянуть на обучение мусульман из России за рубежом под другим углом: «Давайте поставим вопрос так: можно ли получить хорошее исламское образование в РФ? Борьба за это ведется 20 лет, определенные успехи достигнуты, но слишком многое еще предстоит сделать. В арабском мире располагаются ведущие теологические центры ислама, и люди обязательно будут туда ехать. Дело усугубляется тем, что российский ислам в большей степени обрядовый. А «новый ислам» – тот, который привносят приехавшие из-за рубежа, он дает ответы на современные вопросы: что такое власть, что такое государство, что такое социальная справедливость».

По Малашенко, вполне можно представить себе ситуацию, при которой мусульмане, получившие образование за рубежом, станут движущей силой протестов против российских властей. Вместе с тем причина подобного развития событий может быть лишь косвенно связана с воздействием извне: «Не забывайте, что ислам – в значительной мере политическая религия. В ее догматическом аппарате есть понятия, аналогов которым в христианстве просто нет. Допустим, возникает глубокий экономический кризис, он сказывается в том числе и на мусульманских регионах. И тогда ислам становится формой протеста. Тут люди, получившие исламское образование за рубежом, будут востребованы. Однако ислам может радикализоваться и сам, без внешнего влияния. Ведь в нем заложены компоненты социального протеста».

Заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР) Фарид Асадуллин считает, что обвинения против мусульман, получивших образование за рубежом, беспочвенны, а переход отдельных бывших студентов на крайние позиции связан с тем, что они изначально были недовольны своей жизнью в России: «Прямой связи между получением образования и принятием экстремистских идей нет. Многие люди получают образование там, в том числе я и мои знакомые, но радикалами при этом мы не стали».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как "эмиссар Господа" разжег конфликт в Иерусалиме

Как "эмиссар Господа" разжег конфликт в Иерусалиме

Милена Фаустова

Попытка уничтожения Аль-Аксы христианином осложнила отношения Израиля с исламским миром

0
402
Ислам, буддизм и кашемир

Ислам, буддизм и кашемир

Камиль Айсин

Беглый взгляд на бывший штат Джамму и Кашмир

0
1065
РПЦ сменила русский мир на восточную цивилизацию

РПЦ сменила русский мир на восточную цивилизацию

Андрей Мельников

Церковная риторика следует политической конъюнктуре

0
4782
Европа догоняет третий мир по ограничениям свободы

Европа догоняет третий мир по ограничениям свободы

Ольга Позняк

Социологи центра Pew отмечают тревожную динамику в отношениях государств и верующих

0
3910

Другие новости

Загрузка...
24smi.org