0
5467
Газета Вера и общество Печатная версия

18.07.2016 00:01:00

Критский собор разделил Афон

Монашеская республика назвала всеправославное совещание разбойничьим

Тэги: всеправославный критский собор, открытое письмо, монахи, афон


всеправославный критский собор, открытое письмо, монахи, афон Фото Reuters

Открытое письмо 60 афонских монахов и старцев, в котором Всеправославный Критский собор назван разбойничьим и раскольничьим, обещало стать сенсацией. Но не стало таковой. По причине того, что Константинополь на днях выдал другую сенсацию. Как заявили в канцелярии патриарха Варфоломея, Святая Гора на самом деле поддержала собор, а обличительное письмо монахов – это не более чем частное мнение.

16 июля насельники Великой Лавры, монастырей Ватопед, Хиландар, Пантократор, Кутлумуш, Ставроникита, Филофей, а также  населенных пунктов Карея, Капсала и некоторых скитов составили письмо в Священный кинот – административный орган управления Афоном. Авторы письма осудили недавно прошедший на Крите святой и великий Собор, назвав его антиправославным и разбойничьим. Письмо было составлено в виде 12 богословских определений антиканоничности Критского собора. «НГ» перечисляет наиболее критические определения. Во-первых, авторы обращения обвинили организаторов в игнорировании мнения Церквей, которые не захотели принимать участие в Соборе – четырех автокефалий, представляющих более половины всех православных мира. Принятые на Крите решения по острым и актуальным вопросам христианской жизни не обсуждались с широким кругом православной общественности, они были «протащены» кулуарным образом, что также является грубым нарушением. Афонские насельники отметили, что Критский собор «следовал новым подходам по темам и в практике», использовал неправославные методы в организации и в процессе обсуждения программных документов. Какие именно неправославные методы имелись в виду, в письме не упоминается. Но есть основание полагать, что критские архиереи попались на том, что при выработке определения по документам («Таинство брака и препятствие к нему», «Православная диаспора», «Отношение Церкви с остальным христианским миром») использовали терминологию не православного богословия, а категории современной светской философии (в частности, немецкого идеализма). (О том, что на Крите увлеклись светской философией в ущерб Святым Отцам, говорилось в материале «НГ» «Критский собор приблизил Христа к современному человеку» от 21. 06.16). Подписанты заявили, что Собор узаконивает официально и на высшем уровне ересь экуменизма, в частности, признает католичество «церковью, а не ересью». Организаторов Собора обвинили в игнорировании отношения Святой Горы и монашеского сообщества к папству и экуменизму. 

Авторы письма потребовали у Кинота созвать чрезвычайный синаксис – сессию монастырского парламента, осудить на этом заседании Критский собор как «разбойничьий и антиправославный». Подписанты предупредили, что если Кинот не пойдет им навстречу, то они делегитимизируют Критский собор своей волей и прекратят поминовение Вселенского  патриарха Варфоломея на церковных службах. Последнее заявление – это объявление монахами войны Варфоломею. Согласно уставу Афона, принятому в 1924 году, все афонские обители «входят в духовную юрисдикцию Великой Христовой Восточной Православной Церкви, и не допускается поминовение иного имени, кроме имени Вселенского патриарха».

В Константинополе не придали афонскому письму  значения. Как заявил советник патриарха Варфоломея архидиакон Иоанн Хрисавгис, это письмо надо оценивать как выражение нескольких десятков частных мнений по Собору, а не как официальную позицию Святой Горы. «Святая община горы Афон на самом деле поддержала Собор, – сказал Хрисавгис. – Вселенский патриарх предложил Святой горе направить своего представителя на Крит именно потому, что он приветствует и уважает мнение (и, возможно, в еще большей степени, молитву) горы». Святая гора, по словам Хрисавгиса, приняла предложение патриарха Варфоломея, послав на Крит одного из самых уважемых насельников – игумена Ставроникитского архимандрита Тихона, ученика великого православного святого XX века преподобного Паисия Афонского. Архимандрит Тихон не только присутствовал на Соборе, но и консультировал участников во время работы над программными текстами. «Его (архимандрита Тихона) обоснованные и исполненные сочувствия советы отразили  природу подлинного афонского монашества», – отметил Хрисавгис. Оригинал обличительного письма афонцев вообще не сохранился. При попытке пройти по ссылке на текст послания, которую обычно приводят православные СМИ, на мониторе появляется «ошибка 404».    


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вслед за Украиной – Абхазия?

Вслед за Украиной – Абхазия?

Андрей Мельников

Новоафонская братия ожидает своей очереди на «параде автокефалий»

0
5839
У меня нет грехов

У меня нет грехов

Александр Сенкевич

Нежелание воевать, эротическая аура Святой земли и  "Темных аллей", Эйнштейн и художница-монашка

0
356
Не лягушка, а целый мамонт!

Не лягушка, а целый мамонт!

Елена Семенова

Тропики Абхазии, пещерные ящеры и скелеты имперских динозавров

0
1852
Монашеская братия на боевых кораблях

Монашеская братия на боевых кораблях

Валерий Вяткин

Плавания "униженных и оскорбленных" капелланов

0
497

Другие новости

Загрузка...
24smi.org