Александр Лукашенко планирует превратить сразу несколько стран глобального Юга в хабы для продвижения белорусской продукции. Фото с сайта www.president.gov.by
Во вторник и среду Александр Лукашенко находится с официальным визитом в Алжире. Это уже четвертая страна, которую он посещает в ходе своей большой командировки по странам ближнего и дальнего зарубежья. Сюда президент прибыл из Омана, где проходил его рабочий визит. А до этого глава Белоруссии посетил Мьянму и Кыргызстан. Между тем эксперты отмечают, что возможные результаты для экономики Белоруссии от этих визитов в далекие южные страны сомнительны.
Во вторник Александр Лукашенко прибыл в Алжир. На эту страну у лидера Белоруссии большие планы. Об этом рассказал журналистам министр иностранных дел Максим Рыженков.
«Территория Алжира может стать определенным хабом для наших товаров для дальнейшего продвижения в Африке. Они тоже надеются на наше содействие в продвижении товаров из Алжира на территории Евразийского экономического союза», – сообщил глава МИД.
«На сегодняшний момент приходится констатировать, что вопрос поставок сухого молока, сыворотки, неких схожих товаров – это основа нашей торговли с Алжиром. Это действительно очень серьезные объемы», – рассказал министр. И заверил, что имеются серьезные перспективы и с «поставкой и сборкой здесь техники, нужной им для освоения новых земель». Рыженков также рассказал: «У них есть такая программа зеленая, где могут пригодиться наши энергонасыщенные тракторы. Идет очень серьезное обновление парка пассажирской техники. Здесь есть перспективы и для наших автобусов, другой коммунальной техники, электробусов и т.д.».
В Алжир Лукашенко прилетел из Омана, который тоже, кстати, не раз именовался белорусскими официальными лицами «хабом» по продвижению отечественных товаров. Но по итогам переговоров с султаном этой страны Хайсамом бен Тареком Аль Саидом комментарии дал не лично президент, а его пресс-секретарь Наталья Эйсмонт. Сама встреча прошла в закрытом для представителей СМИ формате, за исключением короткой протокольной фото- и видеосъемки. Как утверждается, таковы были правила принимающей стороны.
Но в эфире Первого информационного телеканала Эйсмонт отметила добрую, позитивную и дружескую атмосферу встречи двух лидеров, которая продолжалась почти два с половиной часа. По поводу перспектив развития совместных проектов Эйсмонт заверила: «Никакого торможения, очень быстро решаются все вопросы. Серьезная настроенность на работу есть у всех».
Между тем некоторые аналитики полагают, что пока сотрудничество с Оманом остается в основном на уровне обещания глобальных перспектив.
Экономист Андрей Маховский на одном из оппозиционных интернет-ресурсов отмечает: «Лукашенко в Омане с визитом не в первый раз. Но мы пока что не знаем ничего о реальных экономических результатах этих поездок. Ни о каких прорывных проектах мы не слышим, никакие инвестиции из Омана в Беларусь не пошли. Белорусские трактора в большом количестве мы в Оман почему-то не поставляем».
Эксперт полагает: «Возможно, в эти несколько дней были какие-то закрытые встречи, о которых ничего нельзя рассказать и даже показать их. Одно мы знаем точно – что для страны КПД от этих визитов нет».
Лукашенко отсутствует в Белоруссии с 26 ноября. В тот день он направился в Кыргызстан, где 27 ноября состоялся саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Сразу после завершения встречи политик вылетел в Мьянму. И ряд аналитиков дают этому визиту еще более неоднозначные оценки нежели оманскому.
После переговоров с исполняющим обязанности президента Республики Союз Мьянма, председателем Комиссии национальной безопасности и мира Мин Аун Хлайном президент Белоруссии заявил: «У вашего народа, вашей страны великое будущее, поверьте моему опыту. Вам надо только одну проблему решить важнейшую: обеспечить стабильность в обществе. Я мало видел таких лидеров и руководителей государств, как вы и ваши коллеги, которые стремятся каждый день что-то сделать для собственного народа. Мне очень импонирует такая позиция, и я готов вместе с вами работать на благо наших народов».
Политический обозреватель Валерий Карбалевич на одном из зарубежных информационных ресурсов отмечает: «Во время визита в Мьянму Лукашенко выразил восхищение этой страной и режимом, который там правит. А между тем Мьянма – одна из самых проблемных, бедных и изолированных стран мира. Там правит военная хунта. В стране идет гражданская война. Такое восхищение этой страной и правящим там режимом очень показательно. Он много говорит о том, что является для Лукашенко образцом государственного строя».
Эксперт утверждает: «Так же, как и Беларусь, Мьянма находится под международными санкциями. Лукашенко стал вторым политиком, посетившим Мьянму после переворота. В 2021 году в эту страну приезжал тогдашний премьер Камбоджи Хун Сен. Дружба с мьянмским режимом сильно бьет по репутации политиков. На сближение с ним идут только те руководители, которым уже нечего терять».
Карбалевич обращает внимание на экономическую составляющую отношений двух стран: «Во время переговоров много рассказывали о выдающихся перспективах двустороннего сотрудничества. Однако реальность такова, что в 2024 году экспорт из Мьянмы в Беларусь составил примерно 445 тыс. долл., а ее импорт из Беларуси оценивается примерно в 426 тыс. долл. Таким образом, общий объем торговли – менее 1 млн долл. То есть с экономической точки зрения интерес стран друг к другу близок к нулю. Неизвестно, окупятся ли расходы на этот визит».

