0
2575
Газета Факты, события Интернет-версия

14.02.2008 00:00:00

Последний Аргус

Тэги: кантор


кантор

На 86-м году ушел из жизни известный философ и искусствовед Карл Моисеевич Кантор (1922–2008). Он принадлежал к тому поколению философов, которые активно формировали общественное сознание начиная с 1950-х годов, принадлежал к кругу Александра Зиновьева, Эвальда Ильенкова, Мераба Мамардашвили, Александра Пятигорского. Сам этот круг оказал решающее влияние на развитие русской общественной мысли. Затем у каждого определился свой собственный взгляд на мир, собственный стиль работы и свой путь к читателю.

Концепция Карла Кантора являет синтез линеарных историософских концепций ХIХ века (Гегель, Маркс) и плюралистических концепций века ХХ (Шпенглер, Тойнби). По сути, им сделана попытка заложить основы новой историософии – историософии ХХI века. Аналогичные попытки были предприняты примерно в это же время и на Западе (Хантингтон, Фукуяма). Но их труды Кантор был склонен оспаривать.

Название его последнего труда «Двойная спираль истории», итог четвертьвековой работы, наглядно выражает представление автора об устройстве самого исторического процесса: переплетение веры и знания, христианства и античности, истории и социокультурной эволюции и есть залог поступательного движения.

В своих работах по философии истории Карл Кантор ввел в научный оборот понятие «парадигмы всемирной истории» как парадигмы истории культуры в ее движении к свободе индивида, уточнив его другим понятием – «паттерна», то есть проекта конкретных культурно-исторических типов. Есть паттерны истории западноевропейской, российской, китайской и т.д. И, с его точки зрения, нет такого общества, в котором бы укоренялся лишь один тип паттерна. Сам тип культуры связан с определенным народом и формируется в процессе жизнедеятельности определенного общества, этноса, народа. Но он обладает способностью перемещаться и в другие общества, входить в них наряду с другими паттернами, которые укоренены в нем.

В то же время Карл Кантор стал и одним из основателей возрождения национальных традиций в области исследования промышленного искусства, технической эстетики. Ему принадлежит постановка современных проблем дизайна и маркетинга. Собственно, и сам термин «дизайн» ввел в оборот именно он.

В 1957 году он стал инициатором создания и надолго – главным редактором журнала «Декоративное искусство», сыгравшего немалую роль в послевоенной истории культуры. В итоге родилась книга «Тысячелетний Аргус» – о том, как в разные эпохи, от античности до наших дней, и в разных странах (Италия, Франция, Голландия, Россия) складывались отношения между визуально-пластическими искусствами и культурой, историей, религией, философией, гуманизмом. Аргус, к слову сказать, в греческой мифологии – исполин с глазами по всему телу. Аргусовы глаза – зоркие, всюду проникающие глаза.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
788
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
973
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
773
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
920

Другие новости