0
6518
Газета Идеи и люди Интернет-версия

11.12.2015 00:01:00

Города для жизни

Владислав Локустов

Об авторе: Владислав Владимирович Локустов – архитектор, урбанист.

Тэги: еврохим, город, благоустройство, городская среда, современный город, спорт, новомосковск, комплексные программы


еврохим, город, благоустройство, городская среда, современный город, спорт, новомосковск, комплексные программы Участники самого многочисленного молодежного волонтерского движения в Волгоградской области едут благоустраивать новый жилой микрорайон строящегося города Котельниково. Фото Бориса Хигрина

В последние годы российские города сильно преобразились: появились новые жилые районы, дороги, торговые центры и все чаще – парки, стадионы, велосипедные дорожки, обновленные улицы. Особенно заметно это в Москве, где Садовое кольцо в ночных огнях, комфортные Патриаршие пруды и район Третьяковки, полный молодежи Центральный парк культуры и отдыха имени Горького  уже во многом не уступают Парижу или Вене. Но Москва – это отдельная и, в общем, понятная история. Гораздо интереснее, что происходит с городской средой в небольших российских моногородах, где непростая демографическая ситуация и меньше возможностей для развития.

Повезло или нет городам, зависящим от градообразующих предприятий? Эксперты говорят, это как посмотреть: с одной стороны, развитие таких городов связано с «самочувствием» градообразующих предприятий – и это не очень хорошо, с другой – крупные предприятия способны создать возможности для привлечения людей и бизнеса, создать определенную устойчивость – и это очень хорошо. Ситуация в российских регионах разная. Из 150 моногородов – раньше было вдвое больше, но половина «потеряла» производство, а выжили лишь те, кого «подхватил» бизнес, – подтянулись и неплохо себя чувствуют фактически только «газовые» и «нефтяные» города. У больших сырьевых и промышленных компаний есть возможность платить достойную зарплату, вкладывать деньги в жилье, благоустройство, предоставлять социальный пакет, позволяющий людям отдыхать «на большой земле» и дать образование детям… Но что происходит в других промышленных населенных пунктах, градообразующими для которых являются не такие богатые промышленные компании?

На ведущем в России конкурсе социальных программ «Лидеры корпоративной благотворительности» (проводится газетой «Ведомости» совместно с консалтинговой компанией PricewaterhouseCoopers и «Форумом доноров») победила социальная программа «Качественная городская среда для жизни» минерально-химической компании «ЕвроХим» бизнесмена Андрея Мельниченко.

За что «ЕвроХим» получил первый приз? Почему он оказался среди таких компаний-гигантов, как «Газпром нефть», «Сахалин Энерджи» или «Роснефть»? Оказывается, можно сделать больше благодаря меньшим, но более точным, продуманным инвестициям в социальную сферу, благодаря продуманным и системным решениям. Приз получен за «триединую программу», в которой объединены создание в корпоративных городах благоприятной среды, поддержка школьников и студентов, а также развитие спорта. «ЕвроХим» говорит, что здесь все взаимосвязано: он помогает способным школьникам в регионах стать студентами, а они, выучившись, идут на предприятия компании, и новая городская среда, жилье, спортивные комплексы нужны именно для того, чтобы молодые профессионалы вернулись в свои города, жили здесь и растили детей. Такой социальный цикл.

Давайте разберемся в деталях, как это работает.

Новые города

Жители и журналисты уже успели окрестить стройкой века строительство «ЕвроХимом» Гремячинского горно-обогатительного комбината с шахтами километровой глубины в волгоградской степи (см. в Сети вышедший на «России 24» специальный репортаж Алексея Егорова «Стройка века»). За последние 50 лет это первый российский проект такого масштаба. К 2017 году, когда предприятие начнет давать первую калийную руду, население городка Котельниково вблизи комбината увеличится в два раза, потому что сюда едут со всей России и даже из-за рубежа. Здесь «ЕвроХим» строит новый город на 10 тыс. человек – сейчас это главная, как говорят, точка роста в Волгоградской области.

В Котельниково уже построен микрорайон  «Восточный» с «Синим» и «Зеленым» кварталами – названы так по цвету домов. В «Восточном» – 10 многоэтажных домов на 420 квартир и  гостиница «Кристалл» на 30 номеров с конференц-залом и спортивным центром. Строится масштабный – на 180 га – квартал «Дубовая роща»: за федеральный счет проводятся инженерные коммуникации, компания возводит жилье – многоквартирные дома и коттеджи на две или четыре семьи. «Дубовая роща» учитывает современные стандарты социального обеспечения: здесь будут два детских сада, школа, центральная районная больница на 225 коек, поликлиника и мощный спортивный центр с бассейном и ледовой ареной. Условия приобретения – на уровне самых респектабельных: ипотека с первоначальным 10-процентным взносом, компания компенсирует половину процентов по кредиту. Этот проект комплексной застройки уже собрал целый веер наград. Благоустройство и ландшафт «Синего квартала» признаны лучшей работой в области дизайна городской среды на конкурсе градостроительных проектов Южного федерального округа. Золотой диплом получил дизайн интерьеров гостиницы «Кристалл» – такого отеля нет даже в Волгограде. Сам проект планировки «Дубовой рощи», разработанный известным питерским КБ ВиПС, недавно получил приз как «лучшая комплексная застройка территории».

Ровесники «ЕвроХима», 15-летние школьники из разных регионов, уверенно поступают на профильные факультеты лучших вузов страны, чтобы потом прийти работать на заводы компании.	 Фото Юрия Казачкова
Ровесники «ЕвроХима», 15-летние школьники из разных регионов, уверенно поступают на профильные факультеты лучших вузов страны, чтобы потом прийти работать на заводы компании. Фото Юрия Казачкова

Аналогичный новый «умный город», немного поменьше, «ЕвроХим» возводит в городе Березники Пермского края, рядом с другой калийной стройкой – Усольским калийным комбинатом. Жилой микрорайон для 3,5 тыс. человек будет включать 19 пятиэтажек, 22 таунхауса, 74 коттеджа, детский сад на 250 мест, гостиницу.

Как видим, в зоне корпоративной ответственности два новых корпоративных города для 14–15 тыс. человек. Это серьезный масштаб ответственности, потому что здесь сильно изменятся социальная структура населения и вектор социально-экономического развития территории. Это не просто дома и дороги, это совместная работа компании, жителей, муниципальных и региональных властей над формированием городской среды для будущих поколений минимум на 20–30 лет вперед.

Зачем это бизнесу? Ответ, оказывается, очень прагматичный. Сейчас высокое качество жизни работников – главное преимущество предприятий в конкурентной борьбе за мобильную рабочую силу. Для реализации сложного промышленного проекта нужно обучать и привлекать новых инженеров и горняков, которые должны переехать на постоянное место жительства и работы в «глубинку». И качество условий жизни там – главное условие после зарплаты для принятия решения о переезде. В компании говорят, что именно «приходящее в компанию новое поколение инженеров формирует запрос на новые условия жизни и труда». Эти молодые работники – будущее российской промышленности. И города, в которых они будут жить, должны отвечать стандартам будущего. Если этого не будет – люди не приедут, а те, что приехали, начнут уезжать.

Спорт меняет образ современного города

Не все корпоративные города «ЕвроХима» создаются в «чистом поле», есть у него и большие заводы в сформировавшихся еще в советскую эпоху Новомосковске (Тульская область), Невинномысске (Ставропольский край), Белореченске (Краснодарский край), Кингисеппе (Ленинградская область), Ковдоре (Мурманская область). Что делать с ними? Как преобразовать среду и поменять ситуацию к лучшему в городах, несущих все плюсы и минусы советской индустриализации?

Здесь интересен случай Новомосковска. Это своего рода «идеальный пример» программы государственно-частного партнерства по развитию общественной инфраструктуры города.

Здесь находится новомосковский «Азот» – наследник бывшего знаменитого Бобриковского химкомбината, построенного в первую пятилетку 1928–1932 годов энтузиастами со всего СССР. Участники «Бобрикстроя» жили в бараках и домиках из фанеры – «Копай-городе». После войны «Азот» построил чуть ли не половину всех социальных объектов в городе: детские сады, школы, больницы, дома культуры. Город был одним из самых благоустроенных в Центральной России. В 1990-е годы, конечно, социалка перешла муниципалитету, перестала использоваться по назначению, местами пришла в негодность. Был массовый отток новомосковцев в Москву, особенно молодых: инженеров, технологов, врачей, педагогов. Уезжали за зарплатой, самореализацией, условиями жизни, культурой. Застройка и коммунальная инфраструктура 1950–1960-х годов почти не менялись, и соответственно начались серьезные проблемы с утилизацией канализационных стоков, пробками и неразвитой дорожной сетью, отсутствием мест для отдыха и занятий спортом. Не было спортивных площадок, кинотеатров, городская инфраструктура буквально разваливалась. Такая типичная картина общей структурной деградации. В середине 2000-х все – и администрация, и завод, и общественники – поняли, что удержать экономически активное население в городе можно только совместными усилиями, кардинально поменяв городскую среду.

Так начиналась эта программа, объединяющая три направления: развитие детского спорта, реконструкция городского ЖКХ, создание парков и общественных пространств.

Первой ласточкой стало строительство освещенного футбольного поля с синтетическим покрытием в школе № 9 на месте бывшего пустыря – это был один из самых неспокойных районов города. Многие не верили в проект. Но вскоре футбольное поле стало центром жизни района, просто вытащило его из небытия. Статистика такая: за девять лет поле посетили 253 261 человек.

Спортивная тема вообще стала для Новомосковска градообразующей. Благодаря только одному «ЕвроХиму» и его активному сотрудничеству с российским Министерством спорта в городе были построены Ледовый дворец (в котором катаются даже ночью), велолыжероллерная трасса, физкультурно-оздоровительный центр, реконструированы 12 спортзалов и три футбольных поля, проводится один из самых крупных детских футбольных турниров в Тульской области. Другие предприятия стараются не отставать. И вот первый настоящий результат – сформировалось молодое поколение спортсменов, выросших благодаря новой инфраструктуре и спортивным школам. Они уже играют в профессиональных клубах, являясь примером для идущих им на смену. А про ставший уже традиционным международный детский хоккейный турнир в Новомосковске EuroChem Cup не знает только совсем ленивый любитель спорта. В этом году в нем приняли участие 10 команд из России, Финляндии, Литвы, Швейцарии, Бельгии и Германии.

Спорт переломил ситуацию. Следом начала подтягиваться коммунальная инфраструктура и общественные пространства. Постепенно пошли деньги в реконструкцию и модернизацию коммунальных систем, которые не ремонтировались с 1980-х годов. Например, недавно реконструирован городской коллектор хозяйственно-бытовых стоков.

Дальше – больше. Сейчас новая правильная тенденция – это парки. Еще несколько лет назад городской парк был в очень плохом состоянии, местами представлял собой стихийные свалки. Сейчас он восстановлен, и вечером в летний день в нем такое количество посетителей, что возникают сложности с парковкой. Одна из главных причин – открытая год назад велолыжероллерная трасса протяженностью 2,3 км. Настоящий магнит для любителей велосипедов, роликов, лыжного спорта и бега. В городе начался беговой бум не хуже того, что в Парке имени Горького в Москве.

Дети радуются успеху на международном хоккейном турнире EuroChem Cup – 2015 в Новомосковске.	Фото Юрия Казачкова
Дети радуются успеху на международном хоккейном турнире EuroChem Cup – 2015 в Новомосковске. Фото Юрия Казачкова

Прямой эффект «спортивного возрождения» – рост числа занимающихся спортом на 49% (с 7573 до 14 870 человек) и рост числа мастеров спорта в 2,5 раза (с 11 до 28). Но важнее косвенные эффекты. Первый: по данным Новомосковской городской больницы, уровень костно-мышечных заболеваний у детей до 15 лет снизился на 39% по сравнению с 2011 годом. Врачи видят причинно-следственную связь между этими цифрами и развитием спорта. Второй эффект: в городе началась, как говорят эксперты, джентрификация – повысились цены на недвижимость, рядом со спортивными объектами начали возводиться новый жилой комплекс и торговые центры. Похоже, ответ на вопрос «уезжать или остаться?» теперь звучит как «приезжать!».

Если резюмировать эту модель возрождения индустриального города, то в ней важны два фактора успеха. Первый – сегодня нужно переходить от реконструкции и строительства отдельных объектов к комплексному оживлению городской среды. Второй – важна не только инфраструктура, но и ее правильное использование для достижения системных эффектов для всех.

Возвращаясь к «ЕвроХиму», видим, что компания, похоже, по-хорошему «зациклена» на спорте. Пока «спортивный ренессанс» был организован только в Новомосковске, но компания намерена повторить этот успех во всех корпоративных городах, строя спортивную инфраструктуру. В Невинномысске построен Ледовый дворец и создана новая ДЮСШ. Аналогичный дворец достраивается в Кингисеппе. В Ковдоре горнолыжный комплекс «Варс» и хоккейный корт стали центрами местного сообщества. В Белореченске построен физкультурно-оздоровительный комплекс. Всего реконструировано около 60 малых спортивных объектов – спортплощадок, спортзалов, полей и т.д. И это только часть задумки, суть которой в создании десятка новых региональных центров детско-юношеского спорта. Новые объекты обеспечивают доступность спорта, вовлечение детей. Дальше в дело вступают новые спортшколы (суммарно 1,2 тыс. детей), методическая поддержка профессионального уровня, межрегиональный и международный соревновательный процесс. А это уже тысячи вовлеченных людей. Посмотрим, что будет дальше, но результат мы точно увидим в течение нескольких ближайших лет.

Будущее - за комплексными программами

Что такое комплексное решение? Это прежде всего согласованное всеми совместное видение развития территории. Нужно понимать, куда и как должен развиваться тот или иной город, учитывать мнения и жителей, и бизнеса. «ЕвроХим» инициировал разработку мастер-планов – документов перспективного развития своих городов. Пока начали с двух из них – Ковдора и Кингисеппа. Помогают здесь профессионалы – питерское Конструкторское бюро высотных и подземных сооружений (кстати, реконструировавшее стадион «Зенит», Морской собор в Кронштадте, вторую сцену Мариинского театра) и институт территориального планирования «Урбаника». Эксперты-градостроители приехали в эти города, провели социальные исследования, собрали пожелания местных жителей о том, в какой среде они хотят жить. В следующем году будут обсуждения, разработка мастер-планов и долгосрочных инвестиционных программ этих городов.

Все перечисленное – это средства достижения цели. А в чем же цель? В социальном отчете компании есть картинка, на которой изображен «социальный цикл» – компания строит детские сады, «ЕвроХим-классы» в школах и предоставляет корпоративные стипендии студентам, которые потом, выучившись, приходят на предприятия, живут в корпоративных поселках, рожают детей – и цикл начинается снова. Выглядит немного наивно, но суть верная – создавать что-то последовательно, с прицелом на серьезную перспективу, на десятилетия, понимая, зачем ты это делаешь.

Какой из всего этого вывод? Очевидно, пришло время комплексных, взаимосвязанных благотворительных и социальных программ, поскольку одиночной инвестицией, к примеру, в школу или спортивную площадку ничего не решишь. Это особенно актуально в кризис, когда мало ресурсов, а проблем ВС больше. И тут главная российская беда – отсутствие культуры кооперации. Эксперты, критически оценивая современную социальную политику, говорят, что надо, во-первых, связать в единый узел целевые социальные инвестиции, благотворительность и работу с городской средой и, во-вторых, делать партнерские, кооперационные проекты. Причем как между бизнесом и властью, так и между бизнесом и общественными организациями. В том же Новомосковске для развития городского стадиона «Химик» под эгидой муниципальной власти объединились крупные компании, представленные в этом городе – «ЕвроХим» и Procter and Gamble. Одна компания выделила деньги на теплотрассу и подогрев поля, другая – на содержание детской команды и экипировку. Это верный путь – не распылять деньги, а кооперироваться, согласовывая взаимные интересы и направляя дефицитные ресурсы на действительно комплексные программы.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ удалась мемориальная акция 1 мая

КПРФ удалась мемориальная акция 1 мая

Иван Родин

Партия ищет, где бы одолжить электорат до ближайших выборов

0
849
Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Анастасия Башкатова

Внедрение транспорта высокого уровня автономности потребует трансформации всей инфраструктуры

0
838
Очередное ослабление рубля уже заложили в прогнозы

Очередное ослабление рубля уже заложили в прогнозы

Ольга Соловьева

Правительство продлило на год меры валютного контроля

0
1150
Доследственные проверки нынче дороги

Доследственные проверки нынче дороги

Екатерина Трифонова

Затраты государства на уголовное судопроизводство взыщут с его виновников

0
1069

Другие новости