0
2530

27.12.2007 00:00:00

Развели по палатам

Тэги: андреева, постмодернизм


Екатерина Андреева. Постмодернизм. Искусство второй половины ХХ – начала ХХI века. – СПб.: Азбука-классика, 2007. – 488 с. (Новая история искусства).

Чтобы стать автором нового искусствоведческого бестселлера, Екатерине Андреевой было бы достаточно написать не всю эту книгу, а только ее половину или даже только четверть. Скажем, «Западное искусство второй половины ХХ века». Или «Русский акционизм». Или «Европейский неоэкспрессионизм». Или «Обескураженный постмодернизм конца ХХ – начала XXI века». Потому что актуальное искусство на то и зовется искусством актуальным и экспериментальным, чтобы до поры до времени оставаться белым пятном для современников. Однако Екатерина Андреева не зря считается одним из самых авторитетных отечественных арт-критиков. Будучи одновременно и историком культуры, и предприимчивым куратором актуального искусства, и доктором философских наук, она еще раз доказала, чтознает о постмодернизме почти все.

Новую книгу Андреевой, написанную для уже ставшей классической санкт-петербургской «азбучной» серии «Новая история искусств», можно уподобить карте звездного неба, где указаны и самые крупные светила постмодернизма (Джексон Поллок, Энди Уорхол, Роберт Раушенберг, Йозеф Бойс, Синди Шерман), и светила поменьше (американские феминистки Ханна Уилки и Джуди Чикаго, представитель швейцарского видеоарта Петер Фишли, постмодернист из Дании Михаэль Квиум), и те, что находятся в нашей галактике (концептуалист Илья Кабаков, неоакадемик Тимур Новиков, акционист Олег Кулик), и те, что образуют далекий млечный путь постмодернистского универсума (японские дизайнеры Чихо Аосима и Такаси Мураками и пр.). Если переводить в цифры, то всего в книге Андреевой упомянуто более 500 имен. Что, впрочем, само по себе неудивительно – имя современным художникам легион. Достойно удивления и уважения то, что всю эту шумную и эпатажную публику Андреевой удалось «развести по палатам». Следуя законам традиционного академического искусствознания, Андреева строит свое повествование по принципу стилистической преемственности, так что теперь без труда можно разобраться, в каком отношении друг к другу стоят эсхатологический модернизм 1940-х и Popular Modernite 1950-х годов, откуда взялся концептуализм 1970-х и какова доля авангардного наследия в живописи ленинградских «неоакадемиков».

Однако, как и любой здравомыслящй человек, регулярно оказывающийся перед лицом художественного нигилизма, Андреева не довольствуется одним только описанием постмодернистской логики стиля. Педантично растолковывая, что, собственно, имели ввиду упоминаемые ею акционисты, как кажется, раз и навсегда погрузившиеся в сферу низменного (смерти, грязи, гениталий, насилия), Андреева с помощью корифеев современной эстетической критики Бориса Гройса, Славоя Жижека и Петера Слотердайка стремится раскрыть также и философско-культурологический смысл современного искусства. То есть не только уяснить, как и когда все это началось, но и понять, когда же это все наконец кончится и что из этого следует.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1972
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
947
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4663
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3607

Другие новости