0
2794
Газета Печатная версия

24.12.2019 18:47:00

Как научиться быть человеком

Три главные способности, отсутствующие у других видов живых существ, которые могут тренироваться и улучшаться

Юрий Магаршак

Об авторе: Юрий Магаршак – профессор, главный редактор «Журнала новых концепций» (Нью-Йорк)

Тэги: человек, общество, образование


человек, общество, образование Графика pixabay.com

Со времен древних Рима и Греции под обучением понималось приобретение знаний (математика, физика, литература, история) или умений (танцы, игра на рояле, печатание на машинке, постройка дома, уроки труда). При этом расширялись знания и умения, но не способности человека как такового.

В университетах и школах не обучают летать, поскольку летают не люди, а птицы. Не обучают и видению в темноте, поскольку зрение человека не позволяет в темноте ориентироваться, хотя кошки и летучие мыши благодаря имеющимся у них органам чувств делают это без труда (каждая разновидность живого – по-своему).

Вопрос «Какие свойства homo sapiens сделали его человеком?» закономерен, хотя, как правило, не ставится. И совершенно напрасно. Потому что образование в эпоху существования компьютера и интернета может – и, более того, должно – не только давать знания и навыки, но и улучшать возможности человека. Улучшать индивидуально и коллективно.

Homo sapiens стал доминирующим на земле видом благодаря тому, что он может:

1) мыслить, учиться, запоминать;

2) тело человека (в первую очередь руки) устроено таким образом, что позволяет выполнять самые разнообразные функции. И функций этих во много раз больше, чем может осуществить любой другой вид живых существ на земле;

3) при необходимости что-то сделать – может составить программу действий для достижения цели и реализовать эту программу. При этом основываясь на том, что имеется в наличии для достижения этой цели.

Пункт первый включает тренировку интеллекта как такового. В восьмидесятые годы прошлого века, когда настольных компьютеров не было, автор этих строк создал при Ленинградской лесотехнической академии курсы развития интеллекта. Первые в СССР, а возможно, и в мире. Участники этих курсов делали упражнения на развитие памяти, внимания, пространственного воображения, восприятия цвета, восстановление целого по частям...

При этом принималось во внимание, что, например, память имеет несколько разновидностей. Не только долговременная и кратковременная, но также образное запоминание, запоминание только необходимого из массива ненужного, запоминание в ограниченном времени, концентрация внимания с принятием решений мгновенно (вождение автомобиля) или концентрация внимания на много часов (работа в банке), запоминание нужных выборок из нескольких множеств, а также и тренировка забывания. Поскольку, если бы человек помнил все, он ничего бы не знал, так как его мозг был бы переполнен всякой белибердой.

Чрезвычайно важная функция – восстановление целого по частям, поскольку именно такой способ познания в интернете – понимание и познание целого достигается не чтением учебников, а из мозаики частично поступающей информации с разных сайтов, из которых требуется построить целостную картину. В последние годы появились компьютерные программы тренировки интеллекта как такового, которые успешно развиваются.

Вторая составная часть человека как разумного существа – умение совершать самые различные движения с целью выполнения определенной работы. От рубки дров (требующей координированного движения всего тела) до сборки часов (требующей филигранной работы пальцев)... Заметим при этом, что печатание на клавиатуре сродни игре на рояле, поскольку требует скоординированных движений десяти пальцев и пальцевой памяти.

Все эти качества человека могут тренироваться и улучшаться. Включая и его органы чувств. Пример: средний европеец различает не более десяти цветов, тогда как у эскимосов есть более двадцати названий только белого цвета, а южнокорейские школьники различают более ста цветов, потому что их этому обучают и тренируют.

Третья составная часть человека как разумного существа – при необходимости или желании сделать что-то или создать что-то, способность оценить имеющуюся ситуацию, собрать необходимые элементы и осуществить последовательность действий, ведущую к цели. Например, создание в доме оптимальной для пользователя системы взаимодействия телевизора, компьютеров и аудиоустройств из набора, который предлагается в интернете. Набор на телефоне именно тех программ, которые этому пользователю нужны, и ни одной больше по принципу too good is bad. Или, к примеру, починка сломанной кровати с использованием купленных в хозяйственном магазине частей, осуществление ремонта квартиры и даже дома своими силами.

Умение создать программу действий на основе имеющегося требуется также в громадном числе профессий. В каждой по-своему. Но все эти умения объединяет главное: создание проекта из доступных составляющих и осуществление этой программы работ.

Крайне важно при этом не совершать лишних движений. А также идти по правильному пути (последовательность действий), по возможности не делая ошибок и «шагов в стороны». Потому что исправление неправильно сделанного требует в несколько раз больших усилий, чем если бы ошибки не было вовсе.

Есть ли специалисты для развития третьей категории качеств? Оказывается, есть, только они друг с другом не очень связаны. Художников-декораторов в театральных институтах обучают именно этому плюс художественная задача. Они должны из имеющихся материалов и приспособлений создать декорации спектакля.

Все театральные художники – люди «рукастые». Сходным навыкам учат, например, в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица (в бытность СССР – ленинградское Мухинское училище). Помимо живописи и рисунка студентов обучают многим другим навыкам.

Создание оптимального набора электроники для дома или работы среди множества существующих возможностей осуществляется совершенно другими специалистами. Хотя и то и другое – часть одного глобального свойства homo sapiens: создание целого из частей. И это свойство можно тренировать так же, как телодвижения фигуристов и танец классического балета.

Я уверен, что развитие у человека универсальных человеческих качеств, которые перечислены выше, должно стать частью школьных, дошкольных и университетских программ. В равной степени такие программы важны для пенсионеров (с целью уменьшить или отдалить наступление разрушающей человеческие функции старости), молодежи и детей.

Программы такого рода могут быть локальными (в школах, университетах и даже в детских садах) и глобальными – с помощью интернета. При наличии соответствующей поддержки они могут начать функционировать уже в ближайшее время. 

Нью-Йорк


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков. Несколько гипотез о том, что происходит в политической жизни России

Константин Ремчуков. Несколько гипотез о том, что происходит в политической жизни России

0
687
Почему согласие между обществами и отдельными людьми так трудно дается и так легко рушится

Почему согласие между обществами и отдельными людьми так трудно дается и так легко рушится

Юрий Соломонов

Консенсус – это вам не компромисс

0
281
К чему ведет нескончаемая оптимизация образования

К чему ведет нескончаемая оптимизация образования

Жан Тощенко

Когда стандарты и гранты важнее всего

0
247
«Бомжизм» как беда и философия

«Бомжизм» как беда и философия

Анна Кроткина

Полмиллиона бездомных в стране, тратящей миллиарды на пропаганду своего образа жизни

0
342

Другие новости

Загрузка...
24smi.org