0
6218
Газета Печатная версия

10.02.2020 17:23:00

"Турецкий поток" как инструмент борьбы за европейский газовый рынок

Конкуренты российского трубопровода не хотят сдавать позиции

Тэги: турецкий поток, газ, турция, путин, эрдоган, газпром, газопровод, северный поток 2


2-9-1350.jpg
Российский президент Владимир Путин
и президент Турецкой республики Реджеп
Тайип Эрдоган на запуске газопровода
«Турецкий поток». Фото Reuters
 
8 января состоялась церемония запуска проекта «Турецкий поток», в которой приняли участие российский президент Владимир Путин и президент Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган, президент Республики Сербия Александр Вучич, премьер-министр Республики Болгария Бойко Борисов, министр энергетики РФ Александр Новак, министр энергетики Турции Фатих Денмез, председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер. В режиме телемоста участвовали председатель совета директоров и генеральный директор BOTAS Бурхан Озджан, заместитель председателя правления – начальник департамента ПАО «Газпром» Олег Аксютин.

«Турецкий поток» проложен по дну Черного моря и соединяет газотранспортные системы России и Турции. Газопровод состоит из двух ниток общей мощностью 31,5 млрд куб. м. Первая нитка предназначена для поставок газа в Турцию, вторая – в страны Южной и Юго-Восточной Европы транзитом через турецкую территорию. Укладка морского газопровода была проведена за 15 месяцев и закончена в ноябре 2018 года с опережением графика. В 2019 году завершено сооружение приемного терминала вблизи поселка Кыйыкей (Турция). Отправная точка для подачи газа в «Турецкий поток» – компрессорная станция (КС) «Русская», входящая в Единую систему газоснабжения России и построенная в районе города Анапы. Мощность КС – 224 МВт. Она обеспечивает необходимое давление для транспортировки газа по двум ниткам газопровода на расстояние более 930 км до побережья Турции, где газ поступает на приемный терминал. «Турецкий поток» – технологически уникальный проект. Впервые в мире труба диаметром 813 мм уложена на глубине 2200 м.

Глава «Газпрома» Алексей Миллер, выступая на церемонии запуска, назвал введение в строй «Турецкого потока» историческим событием. Во-первых, с учетом экспорта по «Голубому потоку» теперь открыта дорога для прямых, бестранзитных поставок всего газа «Газпрома», который требуется Турции. А во-вторых, Европа получила новый надежный маршрут поставок трубопроводного российского газа.

«Все это, без сомнения, выводит наше сотрудничество с турецкими и европейскими партнерами на новый уровень и будет способствовать повышению энергетической безопасности региона», – сказал Алексей Миллер.

История строительства «Турецкого потока» первоначально представляла собой попытку геополитического противостояния поставкам природного газа в Европу из региона Каспийского моря. Речь идет о газопроводах TAP и TANAP. Не случайно, что запуск «Турецкого потока» состоялся буквально месяц спустя после того, как президенты Турции и Азербайджана Реджеп Тайип Эрдоган и Ильхам Алиев 30 ноября запустили завершающий участок Трансанатолийского газопровода (TANAP). Он будет доставлять газ из каспийского региона в Европу в обход России. Протяженность TANAP от грузинско-турецкой границы до западных границ Турции составляет 1850 км. По нему газ будет поставляться с азербайджанского месторождения «Шах-Дениз» через Каспийское море. Его пропускная способность составляет 16 млрд куб. м, из которых 10 млрд будет направляться в Европу, а 6 млрд – в западные регионы Турции. В перспективе мощность трубы будет доведена до 31 млрд куб. м.

Проект строительства TANAP был запущен в 2015 году. Первый участок Трансанатолийского газопровода был введен в строй в июне 2018 года. Помимо TANAP, в «Южный газовый коридор» входят Южно-Кавказская трубопроводная магистраль из Баку через Грузию до границы с Турцией, а также Трансадриатический трубопровод, соединяющий Грецию, Албанию и Адриатическое море на юге Италии. По оценке немецкого государственного информационного агентства Deutsche Welle (DW), запуск «Турецкого потока» во многом носил формальный характер, поскольку из двух ниток «Турецкого потока» только одна может пока полностью выполнять свои функции – та, что снабжает турецких потребителей. У второй, предназначенной для поставок на основной рынок «Газпрома» – в Евросоюз, до сих пор нет сопоставимого по мощности продолжения на территории ЕС, так что эта нитка еще как минимум год-полтора останется сильно недозагруженной.

Дело в том, что Болгария так и не завершила строительство своего участка европейского ответвления «Турецкого потока» от границы с Турцией до границы с Сербией. Формально Болгария рассматривает трубу от границы с Турцией до Сербии как «Балканский поток», а премьер-министр Борисов неоднократно призывал журналистов не использовать название «Турецкий поток». Несколько месяцев назад министр энергетики Болгарии Теменужка Петкова заявила, что болгарский участок будет готов только в первой половине 2020 года из-за задержек, связанных с тендером на строительство. На сегодняшний день планируется передавать российский природный газ в страны Южной и Юго-Восточной Европы, в том числе в Грецию и Северную Македонию. В Болгарию и скорее всего в Сербию (зависит от того, когда Болгария закончит сооружение своего газопровода) поставки природного газа начнутся в этом году, в Венгрию – в 2021 году, в Словакию – в 2022 году. Конечно, идея второй ветки «Турецкого потока» кроме всего прочего состояла в том, чтобы заменить поставки российского газа в Юго-Восточную Европу через Украину поставками через Турцию. Таким образом, газ, который Турция будет получать по «Турецкому потоку», призван заменить поставки по «Западному коридору» – Трансбалканский газопровод через Украину, Молдавию, Румынию и Болгарию.

И эта задача в принципе решена. Хотя, как пишет DW, «Владимиру Путину пришлось делать в Стамбуле хорошую мину при весьма неудачно сложившейся для него геополитической газовой игре. Ведь для чего, собственно, «Газпром» по распоряжению президента РФ за огромные деньги строил «Турецкий поток»? Сверхзадача состояла в том, чтобы с января 2020 года полностью прекратить газовый транзит через Украину, пустив российские экспортные поставки в Евросоюз по двум новым магистралям в обход соседа. Для этого «Турецкий поток» и «Северный поток – 2» и сооружали одновременно: оба трубопровода должны были войти в строй до конца 2019 года, когда истекал 10-летний российско-украинский договор. Однако газопровод на Балтике сначала выбился из графика, а затем был остановлен американскими санкциями. А из двух ниток на Черном море в полном объеме в срок заработала только одна».

Однако усматривать в строительстве «Турецкого потока» лишь решение проблемы украинского транзита является непростительным упрощением.

В связи с этим стоит напомнить о том, что изначально проектировалось четыре нитки «Турецкого потока» общей пропускной способностью около 60 мрд куб. м природного газа. Предполагалось, что страны ЕС будут получать природный газ по этой магистрали.

Но Европа демонстрировала сомнения в вопросе закупок природного газа по «Турецкому потоку» и прилагала усилия, направленные на уменьшение зависимости от России. Страны ЕС отдают себе отчет в том, что ресурсы, в частности обнаруженные в Восточном Средиземноморье, играют стратегическую роль в обеспечении их энергобезопасности, и это обусловливает их высокие ожидания от данного региона. Речь идет о проекте EastMed.

2 января 2020 года в Афинах было подписано соглашение о начале строительства Восточносредиземноморского газопровода (EastMed).

В праздничной церемонии по случаю подписания соглашения приняли участие премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис, глава правительства Израиля Биньямин Нетаньяху, а также президент Республики Кипр Никос Анастасиадис. Газопровод EastMed, длина которого составит 1900 км, станет самым длинным подводным газопроводом в мире. Ожидается, что он будет введен в эксплуатацию в 2025–2026 годах. Израильский газ будет поставляться по нему по «Южному коридору» в Европу. При этом наиболее важную роль газопровод EastMed будет играть для поставок газа в Италию и другие южноевропейские страны. Газ пойдет от израильского месторождения «Левиафан» через Кипр и Крит в материковую Грецию и далее в Италию. В проект планируется включить и газовые месторождения Кипра.

Строительство газопровода длиной более 1800 км поддерживает ЕС, который присвоил начинанию привилегированный статус «проекта общего интереса» (англ. Project of Common Interest). Да и США поддерживают все, что уменьшает зависимость Европы от поставок российского газа.

Однако ученые с озабоченностью указывают на геополитический конфликтный потенциал проекта. По мнению критиков, Европа таким образом лишь подорвет региональное энергетическое партнерство на Ближнем Востоке и тем самым ослабит там мирный процесс. Кроме того, существует опасность, что углубятся и политические разногласия между ЕС и Турцией.

И действительно, Турция осуществляет собственные проекты по добыче газа у берегов разделенного Кипра и подкрепила свои претензии на эти энергоресурсы, послав к острову военные корабли. Кроме того, страна стремится занять определенное место в торговле газом и считает, что этой цели угрожают газопровод EastMed и возросшее в связи с этим значение Греции. Правительство в Анкаре пытается также изменить фактическое положение дел и с помощью сомнительного морского соглашения с Ливией намерено значительно расширить свою акваторию в Восточном Средиземноморье. Отсюда и активное участие Турции в урегулировании ливийского конфликта.

Можно предположить, что за самочинными действиями Израиля скрываются прежде всего соображения безопасности. «По словам израильского министра энергетики Юваля Штайница, прямая торговля газом с ЕС якобы лишит арабские страны возможности оказывать на Израиль политическое давление», – отмечает Штефан Вольфрум из берлинского Фонда науки и политики (SWP), но, с другой стороны газопровод оказывает влияние и на отношения Израиля со своими соседями.

Как известно, в начале прошлого года Египет, Иордания, Израиль, Кипр, Италия и представители палестинской автономии объединились в Восточно-средиземноморский газовый форум (EMGF). Целью этого свободного объединения государств должна была стать совместная разработка больших разведанных запасов газа в Восточном Средиземноморье.

Один из вариантов предусматривал соединение газовых месторождений «Зохр» (Египет), «Афродита» (Кипр), а также «Левиафан» и «Тамар» (Израиль) с египетскими терминалами для сжижения природного газа (СПГ) «Идку» и «Дамиетта». Оттуда топливо в виде СПГ должно было танкерами доставляться на мировые рынки.

Этот совместный проект мог бы углубить политические связи на Ближнем Востоке и побудил бы все стороны в конфликтных ситуациях действовать с позиций хотя бы минимального прагматизма, считает Тарек Бакони из аналитического центра Европейского совета по внешнеполитическим отношениям (European Council on Foreign Relations/ECFR). По его словам, в идеале такой «экономический мир» мог бы способствовать решению споров об акваториях между Ливаном и Израилем, улучшению положения палестинской автономии, принятию внутриполитических реформ в Египте и сближению Кипра и Турции. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков: В чем состоит риск транзита власти по Путину

Константин Ремчуков: В чем состоит риск транзита власти по Путину

0
519
Судно-трубоукладчик "Академик Черский" направляется в Шри-Ланку

Судно-трубоукладчик "Академик Черский" направляется в Шри-Ланку

0
226
Saudi Aramco будет разрабатывать нетрадиционное газовое месторождение

Saudi Aramco будет разрабатывать нетрадиционное газовое месторождение

0
152
"Газпром" попал в циклическую яму

"Газпром" попал в циклическую яму

Анатолий Комраков

Низкие цены на топливо вынудят монополию просить помощи у государства

0
1767

Другие новости

Загрузка...
24smi.org