0
2037
Газета НГ-Политика Интернет-версия

15.04.2008 00:00:00

Охота на вождя

Кирилл Усадков

Об авторе: Кирилл Алексеевич Усадков - историк, кандидат исторических наук.

Тэги: история, покушение, вождь


история, покушение, вождь Выстрелы террориста Ильина в 1969-м вместо Брежнева ранили космонавта Георгия Берегового.
Фото ИТАР-ТАСС

140 лет назад в начале апреля член тайного революционного общества 25-летний студент Дмитрий Каракозов выстрелил из револьвера в царя Александра II у ограды Летнего сада. Караказов промахнулся и был схвачен. В октябре того же года его казнили по приговору Высшего уголовного суда. Выстрелы Каракозова стали первыми в длинной серии покушений на высокопоставленных лиц в российской и советской истории ХIХ–ХХ веков.

Бомба для императора

Прошло меньше года после каракозовского выстрела, и произошло второе покушение на того же Александра II. Во время посещения русским императором Парижской всемирной выставки 6 июня (25 мая по ст. стилю) 1867 года эмигрант из Волынской губернии Антон Березовский выстрелил в царя из двуствольного пистолета. Оружие оказалось скверного качества, одна пуля взорвалась и нанесла тяжелые ранения самому Березовскому, а вторая прошла мимо цели.

После этого выстрелы ненадолго стихли. За это время Министерство внутренних дел и жандармы, ведавшие борьбой с революционным движением и охраной первых лиц государства, не сделали нужных выводов и не смогли обеспечить их безопасность. Революционер Сергей Степняк-Кравчинский убил кинжалом средь бела дня в августе 1878 года шефа жандармского корпуса – начальника политической полиции Николая Мезенцева, скрылся от преследования и уехал за границу. Но и после этой оплеухи в мае 1879 года охрана оставила Александра II одного (и это после двух покушений!) ранним утром на пустынной Дворцовой площади: студент Александр Соловьев четырежды выстрелил в царя, прежде чем его обезоружили. Но даже после этого охранное отделение просмотрело, что в мастерские Зимнего дворца на должность столяра под фамилией Батышкова устроился агитатор-народоволец Степан Халтурин. Тот несколько месяцев проносил взрывчатку во дворец. А обнаружив накануне покушения у одного из арестованных народовольцев план Зимнего дворца, где крестиком была помечена царская столовая и даже проверив дворцовую, динамит все равно не обнаружили, что позволило Халтурину в феврале 1980 года произвести взрыв, от которого погибли 11 человек, государь не пострадал по счастливой случайности. И все-таки народовольцы добились своего. 2 марта 1881 года народоволец рысаков бросил в царскую карету бомбу, которая лишь контузила царя. Когда начальник царской охраны Кох начал оттеснять толпу от кареты, ему помешал полицмейстер Дворжицкий. Скопление народа позволило второму террористу – Игнатию Гриневицкому приблизиться к царю и бросить бомбу, нанесшую Александру смертельные раны.

От царя к министрам

Народовольцы намеревались убить и Александра III, но замысел их покушения был раскрыт, и участники, в том числе и старший брат будущего лидера большевиков Владимира Ульянова Дмитрий, казнены.

Охрана царя была усилена, и террористы переключили свое внимание на министров. Чаще всего объектами покушений становились министры внутренних дел, отвечавшие за охрану правопорядка в стране. Впрочем, первой жертвой наследников народовольцев – эсеров в 1901 году стал министр народного просвещения Николай Боголепов. Недоучившийся студент Петр Карпович проник в его приемную под предлогом подачи прошения и выстрелил министру в шею.

В 1902 году Степан Балмашев застрелил министра внутренних дел Сергея Сипягина. Преемника Сипягина – Вячеслава Плеве охраняли строже. Полиция несколько раз предотвращала покушения на министра, который выступал за жесткое подавление любого инакомыслия. Его карету сопровождали несколько полицейских на велосипедах, но это не помешало бомбистам бросить смертельный снаряд в экипаж Плеве в июле 1904 года. Следующей жертвой террористов стал в феврале 1905 года московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович. Отметим, что некоторые эсеры отличались своеобразным гуманизмом. Иван Каляев не смог бросить бомбу в карету дяди царя, когда увидел, что князь сидит в карете вместе с детьми. Особенно массовым террор был в годы революции 1905–1907 годов. Эсеры убили несколько губернаторов, подавившего московское восстание 1905 года генерала Георгия Мина, покушались на командующего Черноморским флотом Григория Чухнина и московского генерал-губернатора Федора Дубасова. Наконец, летом 1906 года эсеры-максималисты организовали взрыв дачи министра внутренних дел Петра Столыпина, последовательно боровшегося против революционного террора. Группа эсеров, переодетых в жандармов, прошла в приемную и привела в действие портфель, начиненный взрывчаткой. Столыпин не пострадал, погибли 24 человека, 34, в том числе дочь Столыпина Мария, были ранены. Максималисты в своем воззвании писали: «Большинство погибших при взрыве – лица, прикосновенные к делу угнетения народа и не достойные сожаления. Случайные жертвы – ничто в сравнении с жертвами и страданиями, которые вынес русский народ от руки Столыпина». Только после этого правительство пошло на введение военно-полевых судов, состоявших из офицеров, приговоры которых не подлежали обжалованию (их мог смягчить только командующий военным округом). Но по приговорам военных судов были казнены всего около 1100 человек, тогда как от рук террористов погибли более 9000 чинов армии, полиции и других представителей государства.

Справедливости ради отметим, что террор был оружием не только эсеров. Боевики «Союза русского народа» убили депутатов-кадетов Михаила Герценштейна и Георгия Иоллоса, покушались на экс-премьера Сергея Витте и лидера кадетов Павла Милюкова.

Удивительно, что чины полиции и жандармского корпуса, пытаясь взять под контроль революционное движение, иногда смотрели сквозь пальцы на то, что их агенты, в том числе и лидер боевой организации эсеров Евно Азеф, готовили крупные теракты. Известно, что Дмитрий Богров, убивший премьера Столыпина в сентябре 1911 года, был не только эсером, но и осведомителем охранки. Его кураторы из жандармского управления должны были контролировать своего агента, но почему-то не предотвратили убийства выдающегося государственного деятеля России.

Слепые и шизофреники

История покушений на советских вождей оставляет слишком много вопросов. По официальной версии, на лидера большевиков Владимира Ленина в августе 1918 года покушалась Фанни Каплан. Но вот вопрос: почему эсеры, среди которых было немало молодых и подготовленных боевиков, поручили стрелять по Ленину полуслепой женщине?

Серьезный теракт удался анархистам: в ноябре 1919 года они взорвали бомбу в помещении Московского горкома партии в Леонтьевском переулке. Тогда кроме секретаря МГК Владимира Загорского погибли 24 человека, 55 были ранены. Но главная мишень террористов – Ленин – на собрание МГК не приехал.

Иосифа Сталина охраняли тщательно, но иногда большая опасность его жизни исходила от ближайших соратников, а не от реальных противников. В 1933 году автомобиль, на котором Сталин должен был ехать со своей дачи в Мацесту, взорвался и упал с моста, а через несколько дней его неожиданно обстреляли, когда он плавал на лодке по озеру Рица. Правда, многие историки полагают, что эти покушения были подстроены Лаврентием Берией, который и таким образом пытался доказать свою преданность вождю.

Впрочем, НКВД удалось предотвратить и реальные покушения на Сталина. В 1943 году контрразведчики арестовали группу германских агентов в Иране, которая готовила нападение на лидеров союзных государств во время Тегеранской конференции. В 1944 году сотрудники СМЕРШа арестовали агента гестапо Политова-Таврина, который по заданию германской разведки должен был взорвать портфель, начиненный взрывчаткой, или обстрелять автомобиль Сталина из гранатомета, закрепленного в рукаве кожаного плаща. Для организации покушения ему сфабриковали документы майора СМЕРШа, выдали отобранные у пленного советского генерала Звезду Героя и орден Ленина, а также фальшивые газеты с описаниями его подвигов. Однако Политов и его спутница не доехали до Москвы: бдительный патруль, остановивший мотоцикл нацистского агента, выявил явные несоответствия в его легенде. Лжемайора СМЕРШа сначала задержали под благовидным предлогом, а потом арестовали.

Странным выглядит покушение на Леонида Брежнева 24 января 1969 года. Младшему лейтенанту Советской армии Виктору Ильину удалось украсть во время дежурства два пистолета, с которыми он выехал в Москву. Там он остановился у своего дяди-милиционера, у которого «позаимствовал» форменную одежду. По непонятному стечению обстоятельств он встал на стыке милицейского оцепления, и сотрудники обоих отделений милиции, полагая, что тот из чужого подразделения, не проверили его документы и наличие оружия. Сотрудник 9-го управления КГБ также не проявил бдительности, хотя знал, что милиционер не должен был находиться на том самом месте, которое занимал Ильин. В итоге КГБ в последний момент изменил направление движения кортежа Брежнева, и Ильин обстрелял лимузин, в котором находились космонавты Береговой, Николаев и Леонов. Водитель лимузина погиб от ран, Береговой получил ранения, а машину в итоге сумел припарковать Адриан Николаев. Когда Ильина задержали и начали допрашивать, выяснилось, что он болен шизофренией и невменяем. Его осудили на принудительное лечение, которое продолжалось до 1988 года.

Невменяемым был признан и Андрей Шмонов, который пытался застрелить во время демонстрации в ноябре 1990 года Михаила Горбачева и Анатолия Лукьянова.

Новейшая история России не слишком богата на покушения, особенно реализованные. В январе 1993 года охрана задержала в комплексе зданий на Старой площади майора строительной воинской части из Хабаровска Ивана Кислова. Тот сообщил, что намеревался убить Бориса Ельцина самодельной миной, но она отсырела, и тогда он решил зарезать его перочинным ножом. В итоге Московский гарнизонный военный суд признал Кислова невменяемым и отправил на принудительное лечение.

Несколько покушений было совершено на отечественных деятелей рангом ниже. В 1996 году неизвестные взорвали бомбу и тяжело ранили бывшего вице-мэра Москвы Валерия Шанцева, который в связке с Юрием Лужковым шел на выборы. Чиновник несколько недель находился между жизнью и смертью, но выжил и сейчас занимает должность нижегородского губернатора.

В 2003 году был убит губернатор Магаданской области Валентин Цветков. Впрочем, как установило следствие, Цветкова убили не по политическим, а по сугубо меркантильным мотивам – он пытался навести порядок в распределении квот на вылов рыбы и морских животных. Наконец, скандальный оборот приняло дело о покушении на губернатора Санкт-Петербурга Валентину Матвиенко. В прошлом году ФСБ сообщило о раскрытии экстремистской группировки, участники которой намеревались уничтожить Матвиенко в отместку за притеснения мусульман. Но 7 апреля присяжные признали троих обвиняемых невиновными, и их освободили в зале суда. Прокуратура намерена обжаловать приговор, но некоторые наблюдатели намекнули, что дело попахивает низкопробной провокацией.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Константин Ремчуков. Си заявил, что Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками, должны помогать друг другу

Константин Ремчуков. Си заявил, что Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками, должны помогать друг другу

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 01.05.24

0
1078
Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
3266
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
4466
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
6427

Другие новости