Газета НГ-Политика Интернет-версия

16.06.2015 00:01:00

Красноярцы сделали ставку на биолюминесценцию

Красноярская наука начала бурно развиваться в 60–70-е годы XX века, когда в регионе появились пять академических институтов, объединенных в научный центр Сибирского отделения Академии наук (КНЦ).

Во время крушения советской империи немало представителей научно-технической интеллигенции нашли свое место во власти. Так, например, в 1993 году губернатором стал доктор экономических наук (ныне депутат Госдумы) Валерий Зубов. Красноярскую науку не обошли проблемы постсоветской России, но в целом ее потенциал удалось сохранить. В крае впервые в России в 1992 году был создан региональный научный фонд, который с помощью грантов поддерживает молодых ученых и перспективные проекты. Важную роль в развитии местной науки сыграло решение создать в Красноярске Сибирский федеральный университет (СФУ). КНЦ и СФУ дают сегодня львиную долю публикаций в авторитетных научных изданиях.

«Красноярская наука в Сибирском федеральном округе и по количеству статей, опубликованных в авторитетных изданиях, и по объемам финансирования, выделяемых на исследования, объективно отстает от новосибирцев и томичей, – отмечает популяризатор науки, кандидат биологических наук Егор Задереев. – При этом красноярские ученые являются отечественными лидерами в некоторых важных направлениях: в магнитной физике, прикладных космических исследованиях, климатологии и в исследованиях замкнутых экологических систем. А в области биолюминесценции сибиряки идут в авангарде мировой науки».

Егор Задереев отмечает, что среди самых важных открытий красноярских ученых стоит отметить расшифровку и синтез новой светящейся молекулы – люциферина. Это открытие красноярские биофизики сделали совместно с московскими учеными.

Есть на берегах Енисея и свои герои в альтернативной науке. Среди них первое место занимает руководитель фонда «Тунгусский космический феномен» Юрий Лавбин, посвятивший 30 лет своей жизни разгадке тайны Тунгусского метеорита. По его версии, в катастрофе, которая случилась в Сибири 30 июня 1908 года, не обошлось без инопланетян, сбивших космический объект и спасших землян. Лавбин даже создал Музей Тунгусского метеорита, в котором представлены экспонаты, собранные им во время экспедиций. Хотя представители ортодоксальной науки относятся к открытиям Лавбина с большим скепсисом, это не помешало ему полтора года назад победить в проекте канала «ТВ-3» «Миллион за НЛО» и получить главный приз…

«Не могу сказать, что в Красноярском крае процветает псевдонаука. Хотя даже от нее может быть польза, если это только не откровенные мошенники. Те же исследования Юрия Лавбина хоть и далеки от настоящей науки, но дают хороший импульс тем, кто любит разгадывать тайны природы», – отмечает красноярский философ Павел Полуян, написавший несколько книг, разоблачающих фальсификации уфологов.

Иногда авторы экстравагантных проектов стучатся и в кабинеты местных начальников. «Во времена губернаторства Александра Хлопонина один из местных олигархов пытался убедить краевую власть поддержать весьма экстравагантный проект. Он предлагал открыть в регионе производство «живой воды», заряженной космической энергией, – вспоминает политический аналитик Павел Клачков. – Для продвижения этой идеи он предпринял немалые лоббистские усилия, но в правительстве проект не поддержали».

Красноярск