0
2011
Газета НГ-Регионы Интернет-версия

20.11.2006 00:00:00

Край надкушенных гонораров

Тэги: ижевск, удмуртия, пиратство


ижевск, удмуртия, пиратство Отличить настоящий DVD-диск от пиратского сложно даже экспертам, что уж говорить о покупателях.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

С лета рынок аудио- и видеопродукции в столице Удмуртии значительно оскудел. Раньше, к примеру, как только происходило оскаровское или другое фестивальное кинонаграждение, на прилавки сразу же «выбрасывались» фильмы-победители. Теперь новинку не купишь. Другая новость: на аудио- и видеопродукцию поднялись цены. Если раньше DVD-диск в Ижевске стоил 80–100 рублей, то сейчас за него просят 120–150.

Зачистка оптом

С декабря прошлого года целенаправленную работу по зачистке контрафактного рынка ведет Управление по борьбе с экономической преступностью МВД Удмуртии. «В июне мы «накрыли» два крупных оптовых склада в Ижевске, – рассказывает начальник отдела Александр Петрухин. – Вот рынок и отреагировал».

С этих баз продукция расползалась практически по всей Удмуртии, брали ее и коробейники из Башкортостана, Пермской области и так далее. Вместе с видеодисками оперативники обнаружили и изъяли программные продукты.

Продажа нелицензионной видео- и аудиопродукции попадает под 146-ю статью УК РФ, защищающую авторские права. С каждого проданного диска или кассеты автор должен получить свой процент. Чтобы искоренить это зло, МВД ведет борьбу в первую очередь с оптовиками, так как производителей на территории Удмуртии нет.

Увы, отличить нормальный диск от подделки сложно даже для эксперта. Главный признак контрафакта – это раннее появление на рынке записей художественных фильмов, которые только что вышли на широкий экран. Никогда продюсеры не отдадут этот продукт в торговлю, пока не соберут всех дивидендов с кинопроката. Согласно мировой практике, такие фильмы в мультимедийном варианте должны появиться не менее чем через полгода. Также с аудиозаписями. Цена – тоже определитель. Не может качественная нормальная продукция стоить дешево. Сборник из нескольких фильмов или песенных альбомов на одном диске – также из пиратского ассортимента.

Впрочем, если с авторскими правами в сфере аудио- и видеопродукции все ясно, то с «живым» искусством гораздо сложнее.

Удмуртским поэтессам в рот палец не клади

По удмуртскому радио и телевидению, на концертных эстрадах часто передают и показывают выступления местных исполнительских коллективов и солистов. И репертуар – удмуртский. Ведущие и дикторы, как правило, объявляют фамилии певцов, в лучшем случае называется автор музыки и очень редко – автор слов. Распространен и вариант, когда песня преподносится как народная, в то время как у нее есть «родители». Несколько лет назад в нескольких республиканских газетах было опубликовано письмо пяти местных поэтесс, которые обращались к руководителям ГТРК «Удмуртия» и концертным организациям: мы смирились с тем, что нам как авторам стихов, на которые написаны песни многих композиторов, не платят отчислений, но мы просим хотя бы того, чтобы наши имена назывались. Реакции не последовало. Тогда поэтессы обратились в суд Октябрьского района Ижевска.

Иск был адресован двум организациям – ГТРК «Удмуртия» и Приволжскому отделению Российского агентства по охране (РАО) авторских прав. Дело рассматривалось долго. Поэтессы прошли через пять судов разных уровней, но в результате – выиграли. Виновные возместили причиненный ущерб – целых 75 тыс. руб. на пятерых.

«Это дело стало прецедентом для удмуртской творческой интеллигенции, которая не привыкла отстаивать свои права, – считает одна их потерпевших Серафима Пушина-Благинина. – Но, увы, по-прежнему авторские отчисления не поступают. Администраторы стараются сэкономить деньги и утаивают от РАО полный список исполняемых на концертах произведений. А я, как инициатор судебного иска, стала для них врагом номер один. Мои песни просто не берут в репертуар».

«Аленький цветочек» с гонорарными колючками

В театрах Удмуртии периодически появляются спектакли, поставленные «по мотивам» разных пьес – от классиков до современных российских и зарубежных авторов. Так удобнее. Не надо платить авторские. Особенно это важно, если речь идет об иностранцах, которые – страшно подумать! – требуют оплаты в долларах.

«И у театра кукол, и у Русского драмтеатра имени Короленко, и у национальной драмы, и у глазовского муниципального накопились солидные долги в РАO», – говорит инспектор Приволжского отделения РАО по Удмуртии Валерий Христофоров.

Отношения с авторами складываются в театрах порой напряженно. Особенно остро проходил период адаптации к базовому закону, вышедшему в 1993 году. Напомним, что до той поры театры не платили никаких авторских отчислений, если пьеса была напечатана в журнале или в сборнике, то есть «залитована», как говорили в прежние времена о прохождении цензуры. На первых порах также пытались проигнорировать заключения договоров. Именно в то время на Театр Короленко подала в суд московский драматург Мария Арбатова. Так на пьесе «Дранг нах остен» театры Удмуртии впервые ощутили ужесточение закона и прошли боевое крещение судом.

Но бесконфликтными отношения с авторами не стали. Вот кукольники взяли к Новому году инсценировку русской сказки «Мерзни, мерзни, волчий хвост». Договорились с автором на 6% отчислений с каждого спектакля. Стали оформлять документ, а тот звонит и говорит: «Мало, я хочу 9%». Получается, что с выручки от каждого спектакля 9% пойдет автору пьесы, 7% – художнику, 2 – композитору. «18% с каждого спектакля – это ужасная сумма. А на что театру жить?» – вопрошает директор Людмила Жуковская. А за пьесу по сказке Аксакова «Аленький цветочек» театру пришлось платить трем авторам 16%. «Мы сыграли несколько спектаклей и поняли, что затягиваем на шее петлю. Подумали и сняли спектакль с репертуара, – говорит Жуковская. – Наш актер Анатолий Тарасов написал свою инсценировку, договорились с ним «по-божески», и сейчас сказка идет и радует малышей».

Нет в живых автора – нет и проблемы

А короленковцы платят авторам пьесы и по 15%. «Вот и думаешь: зачем нам современные пьесы? Не лучше ли ставить пьесы усопших, у которых авторское право закончилось», – сокрушается директор театра им. Короленко Стелла Кудрявцева. Как выход из положения появляются спектакли «по мотивам пьес» разных авторов. Такая практика используется практически во всех театрах Удмуртии.

Сегодня всей стране и Удмуртии в частности придется учиться уважать авторские права, и не только потому, что Россия собирается в ВТО. Писатели, живописцы, композиторы сегодня оказались в столь стесненных обстоятельствах, что отказались от своего традиционного образа жизни «свободного художника» и перешли на поденку, чтобы прокормить себя и семью.

Другое дело, что в законе об охране авторских прав должны быть и ограничительные меры. А то автор пьесы может «загнуть» в договоре любую сумму. Даже если это не Шекспир, и не Акунин, а скромный литературный поденщик, который обрабатывает народные сказки.

Ижевск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1093
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
561
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3121
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2470

Другие новости