Глава Минфина Антон Силуанов объясняет капитанам бизнеса выгодные перспективы программы долгосрочных сбережений.
Фото с сайта www.minfin.gov.ru
Расширяемая властями программа долгосрочных сбережений (ПДС) имеет крайне важную краткосрочную задачу – финансировать текущий дефицит бюджета. Минфин и ЦБ призывают работников и работодателей отчислять в ПДС сегодняшние живые деньги, которые немедленно поступают в бюджет через продажу государственных долговых облигаций. Не случайно ведомствам объявлены плановые показатели по увеличению перечислений денег в программу долгосрочных сбережений.
Ключевым участником программы долгосрочных сбережений, которая заработала в стране с прошлого года, являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Именно НПФ (вместе с государственными и частными банками) закупают облигации федерального займа, на которых и держится сегодня бюджет РФ.
Закон о бюджете предусматривает размещение облигаций федерального займа (ОФЗ) на 4,781 трлн руб. в 2025 году. Одновременно казна выплатит часть прошлых долгов: на погашение прошлых выпусков ОФЗ правительство потратит 1,416 трлн руб. Таким образом, чистое увеличение госдолга запланировано на уровне 3,365 трлн руб.
В структуре портфелей НПФ повысилась доля вложений в ОФЗ и снизилась – в инструменты денежного рынка, сообщил Центробанк в своем последнем обзоре работы негосударственных пенсионных фондов за первый квартал 2025 года. Увеличение вложений в госдолг произошло в результате активного участия НПФ в аукционах ОФЗ. Доли вложений в инструменты денежного рынка снизились после роста в предыдущие кварталы. Повышение ожиданий скорого смягчения денежно-кредитной политики способствовало росту вложений в более долгосрочные инструменты с фиксированной доходностью, объясняют чиновники ЦБ.
К началу апреля доля вложений в долговые госбумаги оставила почти половину (47,6%) от всех средств пенсионных накоплений по обязательному пенсионному страхованию (обязательные накопления). Обязательное пенсионное страхование действовало с 2002 года для граждан 1967 года рождения и моложе. Работодатели делали за каждого сотрудника страховые взносы, за счет которых формировались индивидуальные пенсионные накопления граждан России. Но с 2014 года обязательные взносы работодателя не пополняют накопительную пенсию, а идут на выплату страховых пенсий сегодняшним пенсионерам. Взносы работодателя в нынешний Социальный фонд зачисляются на индивидуальный пенсионный счет гражданина не в рублях, а в виде баллов. Пенсионные баллы – это условные единицы, в которых оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина, объясняют в ЦБ. По отношению к пенсионным резервам НПФ доля вложений в ОФЗ также на начало апреля 2025 года превысила 30%.
И хотя доля вложений НПФ в корпоративные бумаги снижается, Минфин предлагает компаниям отчислять больше денег в НПФ через программу долгосрочных сбережений. В марте министр финансов РФ Антон Силуанов призвал бизнес подключать сотрудников к программе долгосрочных сбережений вместо повышения им зарплат.
«Последнее время мы часто принимали решения о повышении зарплат, но это тоже инфляционный инструмент, этот инструмент влияет на размер вашей прибыли. А использование нового продукта – долгосрочной программы сбережений – это будет важно и для ваших работников, это будет важно и для того, чтобы те деньги, которые будут направляться в систему, в конечном счете возвращались в ваш бизнес», – объяснял Силуанов капитанам бизнеса их новые выгоды и их интересы.
Кроме того, деньги, вложенные в программу, по словам Силуанова, вернутся в бизнес через инвестиции пенсионных фондов. «Деньги длинные. Если ваши акции, ваши активы торгуются на рынке, дают хорошую доходность, то эти же деньги с лихвой вернутся к вам в ваш бизнес», – сообщил предпринимателям глава Минфина. Озабоченность Силуанова уровнем доходов крупнейших российских экспортеров исключать, конечно, нельзя. Но более важным приоритетом для него должно быть пополнение государственного бюджета за счет продажи все новых и новых выпусков ОФЗ.
Правда, некоторые экономисты и парламентарии видят признаки искусственного наращивания госдолга для перекачки денег из российского бюджета в банки и другие финансовые структуры. Для этого, по мнению парламентариев, Минфин может занижать будущие доходы бюджета.
«Политика занижения доходов и искусственного раздувания дефицита бюджета на самом деле является политикой перекачки средств бюджета в финансовый сектор и поддержки банковской системы», – утверждает депутат Госдумы Оксана Дмитриева. По ее словам, будущий дефицит бюджета при адекватном прогнозе, расчетах доходов и ВВП выглядит совсем не устрашающим – всего 598 млрд руб. Тогда как в новой версии бюджета-2025, за который в среду проголосовала Госдума, дефицит бюджета увеличивается с 1,17 до 3,8 трлн руб., что составляет 1,7% ВВП.
«Занижение доходов бюджета и подрыв реальной возможности финансирования расходов бюджета могут чрезвычайно отрицательно сказаться и на выполнении задач в зоне боевых действий на Украине, и на научно-технологическом развитии, и на решении социальных проблем», – указывает Дмитриева. Она отмечает, что 278 млрд руб. дополнительных расходов в новой версии бюджета – это компенсация банкам по льготным ипотечным кредитам. «Почти половина средств дополнительных расходов уходит в банковскую систему, то есть бюджет оплачивает издержки денежно-кредитной политики», – говорит экономист.
Руководитель думской фракции Сергей Миронов также выступил с предложением сократить объем государственных заимствований для покрытия дефицита федерального бюджета. По его мнению, Минфину стоит искать альтернативные источники финансирования, чтобы снизить долговую нагрузку на экономику.