0
950
Газета Политика Интернет-версия

27.09.2010 00:00:00

Реклама как локомотив развития

Олег Никифоров
Ответственный редактор приложения "НГ-Энергия"

Об авторе: Олег Николаевич Никифоров - ответственный редактор "НГ-энергии".

Тэги: регионы, реклама


регионы, реклама «Серебряный Лучник» – самая престижная пиар-премия в России.
Фото с официального сайта luchnik.ru

Итогом дискуссии, состоявшейся на недавней конференции «Регионы в конкуренции за инвесторов», проходившей в рамках международного инвестиционного форума «Сочи-2010», стал вывод о том, что нерегулируемая конкуренция регионов должна нивелироваться государством с помощью институтов развития, таких как Внешэкономбанк, Российская венчурная компания, Роснанотех, и тому подобных. Другими словами, регионам назначат посредников для привлечения инвесторов.

У меня в реализуемости подобной схемы существуют большие сомнения. Во-первых, речь идет в первую очередь о частных инвестициях и, во-вторых, – о привлечении прежде всего иностранных денег. А сейчас иностранными капиталовложениями могут похвастаться лишь немногие российские регионы. Причем ситуация в перспективе представляется достаточно неопределенной. По данным Банка России, чистый отток частного капитала из России может составить по итогам 2010 года более 8 млрд. долл. А в 2011 году в зависимости от сценария экономического развития ожидается показатель от чистого оттока в 15 млрд. до чистого притока в 10–20 млрд. долл. Известно, что инвестиции в России сосредоточены в добывающей промышленности, производстве товаров народного потребления, которые продаются на внутреннем рынке, и практически нет прямых иностранных инвестиций в отраслях промышленности, ориентированных на экспорт. Это и отличает Россию от других стран. Не очень оптимистично выглядит картина с прямыми иностранными инвестициями, выраженными в процентном отношении к ВВП РФ. Прямые иностранные инвестиции составляют в России всего 1% от ВВП, в то время как в большинстве стран Центральной Европы этот показатель составляет 4–6%. В чем же причина сложившейся ситуации?

В интервью с немецкой радиостанцией Deutsche Welle председатель правления Германо-российской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс отметил, что, по данным опроса, проведенного в конце 2009 года и охватившего более 200 немецких фирм, бизнес-климат в России ухудшился. По мнению Хармса, это касается таких вопросов, как либерализация миграционного режима, наем высококвалифицированных зарубежных специалистов, снижение административных барьеров, упрощение доступа к земельным участкам и инфраструктуре, либерализация законодательства о стратегических инвестициях, улучшение имиджа России. Конечно, регион региону рознь и богатым сырьем областям проще разговаривать с потенциальным инвестором, будь он отечественного или зарубежного происхождения. Однако главным все-таки являются региональная инициатива и местные преимущества, которые никакой посредник не сможет заменить. В этом плане мне вспоминается история с реализацией проекта Года Сибири в Томской области в 2006 году. Этот пример связан с тем, что именно тот проект был удостоен тогда, как лучший, национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник». Его основная цель и состояла в том, чтобы привлечь в область инвестиции. А задача местными властями была сформулирована таким образом, чтобы создать у мировой общественности образ Томской области как территории, богатой природными ресурсами, территории инновационного развития. Присуждение престижной премии свидетельствует, что тогда местным властям решить эту задачу удалось и без привлечения посредников. Не стоит говорить, что ситуация с условиями инвестирования в 2006 году была не лучше, чем сейчас. Однако грамотное использование PR-технологий, судя по всему, помогло создать у мировой общественности образ «острова интеллекта в океане ресурсов». Это результировалось в увеличение инвестиций в экономику области. Достаточно отметить, что в конце 2006 года рейтинговое агентство Standard & Poor's повысило рейтинг Томской области по национальной шкале кредитного рейтинга до «ruA+» с «ruA». А в рейтинге конкурентоспособности российских регионов, проводимом при поддержке Всемирного банка в 2007 году Центром стратегических разработок и компанией Bauman Innovation, Томская область заняла 12-е место по сравнению с 45-м местом в 2003–2004 годах. Правда, в данном случае надо учитывать определенную погрешность, поскольку исследования проводились по разным методикам. Но результат тем не менее достаточно впечатляющий.

Конечно, в долгосрочном аспекте никакая реклама и технологии воздействия на общественное мнение не могут заменить создания благоприятных условий для инвесторов. Однако выиграть время они помогут. Это особенно актуально в условиях медленной раскрутки российского бюрократического аппарата, будь то федеральная администрация или госкорпорации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
306
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
432
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
357
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
432

Другие новости