0
6698
Газета Политика Интернет-версия

18.02.2014 00:01:00

Начинается борьба с "чайнатаунами"

Тэги: закон, запрет, иностранцы, недвижимость


закон, запрет, иностранцы, недвижимость Константин Ромодановский разберется с заявками иностранцев. Фото PhotoXPress.ru

В правительстве последние формальности проходит сейчас законопроект о запрете иностранцам покупать в Российской Федерации недвижимость без специального разрешения со стороны государства. Делается это в соответствии с Посланием президента 2012 года, в котором он распорядился предусмотреть меры против возникновения в нашей стране этнических анклавов и потери контроля хотя бы над частью ее территории. Правда, Владимир Путин имел в виду скорее мигрантские сообщества и их «чайнатауны», а вовсе не иностранных инвесторов. 

Однако Минэкономразвития уверяет, что иного способа выполнить распоряжение президента нет, и при этом прогнозирует возможный отток капитала. Получается, что правительство или делает заведомую глупость, или занимается откровенным саботажем.

Документ проходит ныне стадию оценки регулирующего воздействия, то есть выяснения, насколько сильно после его возможного принятия усилится влияние госорганов на хозяйственную деятельность. Делается вывод, что степень этого регулирующего воздействия получается высокой. Это и неудивительно, ведь ограничения на доступ к рынку российской недвижимости предполагается распространить на любых иностранных юридических и физических лиц, компании и организации, где зарубежное влияние превышает 50%, и так далее. Причем речь идет о покупке любого недвижимого объекта вне зависимости от цели такого приобретения – коммерческая она или нет.

Законодательный механизм предусматривается элементарный: перед любой сделкой покупатель обязан будет обратиться за разрешением. Выдавать этот документ станет Федеральная миграционная служба, но поскольку она, конечно, вряд ли будет способна даже просто выяснить, а иностранный ли перед ней соискатель кусочка нашей страны, то вся проверочная работа ложится на другие ведомства. В обширной документации, прилагаемой к обсуждающемуся сейчас внутри правительства законопроекту, кроме самой ФМС упоминаются еще МИД, ФСБ, Минюст, Минрегион, Росреестр и Росимущество. В тексте же самого законопроекта указывается, что по системе межведомственного информационного взаимодействия ФМС надо будет запрашивать сведения «у федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности РФ». То есть здесь просматривается еще большее количество госструктур, у которых будет болеть голова из-за забот о том, как бы иностранцы не поставили под свой контроль часть нашей родины.

Китайские рестораны прочно вписались в московскую жизнь.	Фото PhotoXPress.ru
Китайские рестораны прочно вписались в
московскую жизнь. Фото PhotoXPress.ru

Любопытно, что согласно законопроекту ФМС сможет или оставить поданную заявку иностранцев вообще без рассмотрения, если не представлены необходимые документы, или одобрить ее, или в ней отказать. Последнее, указывается в тексте, необходимо будет объективно обосновать. Однако отказывать разрешается «только в случае, если приобретение заявителем права собственности или права пользования на объект недвижимого имущества создаст (или может создать) угрозу безопасности РФ, основам конституционного строя, нравственности, здоровью населения и законным интересам граждан РФ, признаки которой определяются правительством РФ». 

Таким образом, кроме самого закона, который кабинет министров, кстати, «вымучивает» уже третий год, ему надо будет заняться еще и таким непростым делом, как выработка критериев той угрозы, которая по большому счету является эфемерной, – ведь приобретатель российского недвижимого имущества не может увезти его с собой, он обязан подчиняться нашим законам, платить за него налоги и коммунальные платежи и т. д. Стоит отметить, что правительству законопроект также дает право разработать и исключения из общего правила разрешительного характера сделок. Правда, не очень понятно, будет ли это перечень «хороших иностранцев» или, напротив, реестр «плохой недвижимости». Заметим при этом, что ограничения для зарубежных покупателей в законодательстве России и так уже есть, они распространяются на приграничные территории, порты и участки, находящиеся рядом с режимными объектами.

В документах Минэкономразвития постоянно прослеживаются признаки раздвоения  правительственного сознания. Например, можно прочитать такое вот утверждение: «Отсутствие в законодательстве норм, регулирующих вышеуказанные вопросы, позволяет в настоящее время бесконтрольно приобретать права собственности и пользования на земельные участки, квартиры, помещения, здания, предприятия и имущественные комплексы, что может создать, в том числе, угрозу безопасности РФ». С другой стороны, гораздо более определенно правительство ожидает, что принятие данного закона ударит по объему иностранных инвестиций в нашу страну. Или, скажем, в документах есть ссылка на информацию российских торгпредств из самых развитых государств, которые сообщают, что в них никаких ограничений подобного рода нет. 

Но с другой стороны, в пояснительной записке к проекту указываются Испания, Канада и КНР как те страны, где данное регулирование осуществляется. Хотя, объективно говоря, в первых двух больше внимания обращают скорее на источники происхождения инвестируемых денег. Есть, между прочим, в бумагах и такое утверждение, что никаких расчетов об эффективности действия предлагаемого закона сейчас произвести невозможно. Ну а пару ему составляет заявление, что нет никакого иного способа оградить страну от иностранного приобретения, кроме как ввести планируемый разрешительный характер сделок.

Впрочем, как оказывается, причина такого раздвоения в том, что сперва – еще в начале 2012 года – данным законом занималась сама ФМС, но, видимо, совершенно запуталась. Потому что уже в июле 2013-го решение этой задачи было отдано Минэкономразвития. Которое и вынуждено было «скрестить ужа с ежом», чтобы получить те самые закономерные полтора метра колючей проволоки. При этом главный опорный камень этого крайне сомнительного законотворческого процесса – это Послание президента Федеральному собранию от 12 декабря 2012 года. Именно там, читаем в правительственных документах, дано поручение не допустить появления в России чужих анклавов и, таким образом, утраты контроля над частью ее территории. Однако если обратиться к первоисточнику, то оказывается, что Владимир Путин имел в виду совершенно иных иностранцев: не тех, которые честно приходят к нам со своими деньгами, чтобы законно их здесь потратить, а тех, кто действует нелегально. 

Более того, президент вообще имел в виду скорее тенденции, чем реальные действия. Вот цитата из его речи: «Мы не допустим появления в России замкнутых этнических анклавов со своей неформальной юрисдикцией, живущих вне единого правового и культурного поля страны, с вызовом игнорирующих общепринятые нормы, законы и правила. А за полгода до этого в своей статье «Россия: национальный вопрос», которая была опубликована в «НГ», Путин написал: «Нельзя допустить, чтобы у нас возникли замкнутые, обособленные национальные анклавы, в которых часто действуют не законы, а разного рода «понятия». И в первую очередь нарушаются права самих мигрантов – как со стороны собственных криминальных авторитетов, так и коррупционеров от власти». То есть президент был против «чайнатаунов», причем образуемых как внешними, так и внутренними мигрантами, а вовсе не против иностранных инвесторов.

Любопытно не столько искажение правительством реального поручения президента, может и непреднамеренное, сколько его упорство в отстаивании этого своего заблуждения. Сразу несколько общественных экспертов указали, что разрешение на сделки обходится простым созданием пресловутых «матрешек», когда иностранец или создает цепочку специальных российских компаний или покупает нужную ему из действующих. На все замечания экспертов, причем как противников, так и сторонников разрабатываемого закона, соответствующий департамент Минэкономразвития предпочел отвечать по-тупому: мол, то, что вы предлагаете, обсуждать не в нашей компетенции. Вот и получается, что из-за страха сказать президенту, что его или неправильно поняли, или неправ он сам, правительство занимается очевидной глупостью. А именно: готовит такой закон, который априори действовать нормально не будет. Впрочем, для сведения кабинета Дмитриева Медведева скажем, что эту ситуацию можно рассматривать и под другим углом зрения. Например, под таким, что либералы из правительства и Минэкономразвития занимаются намеренным саботажем указания главы государства и поддерживающих его силовых структур.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
626
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
637
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
866
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
613

Другие новости