1
13448
Газета Политика Печатная версия

26.03.2019 20:08:00

Легендарный Ил-76 уходит в крутое пике

Мобильность армии находится под угрозой

Тэги: вта, авиация, ил76


вта, авиация, ил76 Сейчас в составе российской военно-транспортной авиации лишь менее десятка современных самолетов Ил-476. Фото с сайта www.aviastar-sp.ru

В РФ отметили 48-ю годовщину со дня первого полета тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76. Самолет был разработан и собран в ОКБ Московского машиностроительного завода «Стрела». Но впоследствии его серийное производство было налажено на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В.П. Чкалова (ТАПОиЧ). От разработки легендарного самолета военно-транспортной авиации (ВТА) СССР и его полета в воздухе прошло всего пять лет. Сегодня только воссоздание этого проекта в виде Ил-476 (Ил-76МД-90А) длится более 10 лет.

После переноса в 2008–2010 годах производства Ил-76 из Ташкента на завод «Авиастар-СП» в Ульяновске (авиахолдинг «Ильюшин») был построен всего десяток самолетов Ил-476. И дальнейшие темпы производства самолетов этого типа не вызывают оптимизма.

На прошлой неделе вице-премьер Юрий Борисов прилюдно пожурил «Авиастар-СП» за то, что оно якобы «сорвало в 2018 году контракт» на поставку трех Ил-476 для Минобороны РФ. Но что такое для всей Российской армии поступление в ее состав трех тяжелых военно-транспортных самолетов, какими являются модифицированные транспортники Ил-76? На них можно перебросить в одночасье, скажем, танковый взвод или усиленный взвод ВДВ на бронетехнике. В масштабах страны, которая стремится стать сверхдержавой, это мизер.

Во времена СССР ТАПОиЧ производило не менее 100 самолетов в год (это по численности равно трем полкам ВТА). Ил-76 активно продавали за рубеж. В 1990-м, то есть до распада СССР, по открытым данным, в составе ВВС СССР таких типов самолетов ВТА насчитывалось более 300 единиц. И этим количеством самолетов на далекие расстояния, например, из Центральной России на Камчатку или Курилы, можно было за один «бросок» доставить дивизию ВДВ. Сейчас же в составе ВТА Воздушно-космических сил (ВКС) РФ численность самолетов Ил-76 – лишь нескольких десятков. И за почти 30-летнюю постсоветскую историю авиации Российской армии парк самолетов Ил-76, как и других военно-транспортных летательных аппаратов, почти не пополнялся.

Авиапром в сфере ВТА деградирует. Этот факт военно-политическое руководство России признало. Иначе как можно объяснить заявление Борисова о том, что предприятие «Авиастар-СП» с 2021-го должно выйти на производство более 10 «модернизированных военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А в год». То есть периферийный авиазавод в Узбекистане во времена СССР производил в год около 100 самолетов Ил-76, а в нынешней России на «суперсовременном авиапредприятии «Авиастар-СП» в Ульяновске только через два года этот показатель достигнет 10–12 экземпляров.

В октябре 2012-го президент Владимир Путин присутствовал при подписании контракта на поставку в Российскую армию 39 самолетов Ил-476 до 2020 года. Но где эти самолеты? Сейчас в составе ВТА ВКС РФ менее 10 новых собранных в РФ Ил-476. Реальные планы правительства производства и поставок Ил-476 в состав ВСК РФ, мягко говоря, настораживают. По словам вице-премьера Борисова, Минобороны планирует до 2030 года закупить около 100 военно-транспортных самолетов и самолетов-заправщиков Ил-476. То есть правительство уже дает «Авиастару-СП» установку на производство всего 10–12 самолетов в год.

Но и производство Ил-476 в этих объемах выглядит, видимо, проблематичным. Замглавы правительства сообщил о включении ручного управления авиационным предприятием «Авиастар-СП». По словам Борисова, оно уже создано в виде специальной комиссии из Минобороны и Минпромторга. «Практически ежемесячно два замминистра будут проводить совместные совещания, собирать всю кооперацию и отслеживать ход подготовки, производства и завершения всех НИОКРов по этому направлению. Это ручное управление, но другого выхода сейчас нет», – пояснил вице-премьер.

Между тем производство и других типов военно-транспортных самолетов остается в РФ весьма проблематично. Уже 15 лет идет разработка легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. Это первая модель самолета ВТА, которая разрабатывается в России с нуля в постсоветский период. Самолеты этого типа должны заменить устаревающий парк Ан-24 и Ан-26. Новые самолеты будут востребованы в ВКС РФ. Вопрос о сроках изготовления Ил-112В дважды поднимался на совещаниях в Минобороны – в октябре 2018-го и марте 2019 года. Но проект с разработкой и производством 112В также тормозится.

«Вопрос с производством самолетов ВТА связан как минимум с двумя проблемами, – рассказал «НГ» бывший инженер ТАПОиЧ Роберт Тен. – Во-первых, авиапромышленность РФ, как и вся и оборонка, явно увядают, стареют. Она уже не способна в больших объемах производить высокотехнологичную авиационную продукцию для ВТА. И тут никакие правительственные комиссии не помогут. Нужны инвестиции, вложение ресурсов (людских, интеллектуальных, материальных и т.п.), чтобы все это поднять. Но бюджет явно на это не ориентирован. Во-вторых, тут действует и субъективный фактор, связанный с коррупцией, семейственностью в авиационной отрасли. Впрочем, этот порок имеет место не только в авиастроении, но и во всей экономике РФ», – считает эксперт. По его мнению, «эти все проблемы можно решить, но нужны кардинальные меры и политическая воля».    


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Виктор Красильщиков 10:27 27.03.2019

Вся эта печальная история доказывает лишний раз, что модернизация в России, будь то отдельной отрасли или экономики в целом, на первых порах может быть только авторитарной. Но субъектов для такой модернизации нет, поэтому нужно забыть о России как о великой державе на ближайшие 30-40 лет. Хотя, может быть, модернизацией России займутся внешние игроки, если сочтут, конечно, это целесообразным для себя. Прецедент - модернизация азиатских "тигров" под зонтиком США в контексте холодной войны.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков. Китай неожиданно решил провести второй раунд челночной дипломатии по урегулированию украинского кризиса

Константин Ремчуков. Китай неожиданно решил провести второй раунд челночной дипломатии по урегулированию украинского кризиса

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 04.03.24

0
7665
Киев готовит новые атаки на Крым

Киев готовит новые атаки на Крым

Владимир Мухин

НАТО допускает, что ВСУ будут применять истребители F-16 по целям за пределами Украины

0
12483
Константин Ремчуков: Китай значительно опережает темпы перехода на возобновляемую энергетику

Константин Ремчуков: Китай значительно опережает темпы перехода на возобновляемую энергетику

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 05.02.24.

0
12094
Аэропорты «Аэродинамики» заключили первые целевые договоры со студентами

Аэропорты «Аэродинамики» заключили первые целевые договоры со студентами

Андрей Гусейнов

0
4739

Другие новости