0
1519
Газета Тенденции Печатная версия

18.08.2004

Обитель строгого режима

Сергей Аксенов

Об авторе: Сергей Аксенов - московский литератор.

Тэги: Донскй монастырь, культура, наследие


Казалось бы, возвращение Церкви монастырей и храмов можно только приветствовать. Однако представители клира, в ведении которых оказываются святыни, далеко не всегда обладают необходимыми для этой должности знаниями и опытом. В результате уникальные архитектурные ансамбли начинают переделываться в соответствии с далеко не безупречными вкусами конкретных людей. Речь идет даже не об уничтожении культурных ценностей, а об истреблении того духа, который царил в этих местах на протяжении веков. Наиболее яркий пример - изменения, происходящие в последнее время на территории московского Донского монастыря.

Еще совсем недавно Донской был тихим полузапущенным музеем. На фоне советской Москвы он казался оазисом старины: дворянские могилы, храмы и старые липы, которые описывал Шмелев. Самое древнее здание в монастыре - Малый собор, построенный в конце XVI века. Почти каждая плита в его каменном полу - надгробие. Рядом с наместниками обители покоятся отпрыски известных дворянских родов. Здесь же похоронен Патриарх Тихон, проведший в Донском последние дни своей жизни.

Не менее уникален и монастырский некрополь. Недаром на его территории часто снимали фильмы о старой России, недаром его всегда любили художники. Сюда были привезены горельефы старого храма Христа Спасителя, здесь сохранились особо почитаемые народом святыни: статуя Христа на могиле Ясюнинского и мозаичная икона Николая Угодника в часовне Левченко. Что ни могила, то часть отечественной истории: Волконские, Долгорукие, Мещерские, Трубецкие...

Достопримечательности монастыря можно перечислять очень долго: это и храм Михаила Архангела, и усыпальница князей Голицыных, и нижний - Сретенский - храм Большого собора. Он был выстроен в начале XVIII века на средства грузинского царя и поэта Арчила. В нем похоронены князья Багратионы и их потомки. При советской власти в монастырский сад свозили остатки разоренных усадеб и дворцов, на северной стене вдоль сада разместились уцелевшие фрагменты разрушенных храмов, Сухаревой башни, Красных ворот.

Но времена меняются. Сейчас сокровища Донского монастыря простым смертным недоступны. Лишь изредка, только по субботам и воскресеньям и только до 16.00, посетителей пускают в некрополь. До недавних пор и это запрещалось, пока наместник монастыря архимандрит Агафодор (Маркевич) не дал своего "милостивого" разрешения.

Без всяких объяснений закрыт сад, Малый собор, нижний храм Большого собора и усыпальница Голицыных. В покои Патриарха Тихона, где оборудован его музей, пускают только избранных. Храм Иоанна Златоуста у северных ворот, хотя и отреставрирован, но открывается не чаще, чем раз в год. Да и сами северные ворота, не закрывавшиеся веками и помнящие знаменитые дореволюционные крестные ходы из Кремля, теперь наглухо заперты.

Первое, что открывается взору при входе в обитель, - танки и бронетехника. Иного места для "Танковой колонны им. Дмитрия Донского", видимо, не нашлось. Поражает и обилие охраны. Угроза терроризма, конечно, существует, но почему из-за этого нужно превращать монастырь в подобие лагерной зоны?

Не менее дико на исторически сложившейся территории монастырского комплекса-заповедника выглядят новоделы: храм во имя Патриарха Тихона и часовня над колодцем. Впрочем, зайти в них могут лишь особы, приближенные к наместнику. В тот недолгий период, когда к надкладезной часовне пускали посетителей, на ней можно было прочесть надпись: "Сооружено на средства Московского индустриального банка".

Почти вся старинная монастырская брусчатка теперь залита асфальтом. Автомобилей в монастыре целый парк, и содержатся они со тщанием. Да и гости настоятеля ездят отнюдь не на троллейбусах.

Похоже, в Донском монастыре все устроено так, чтобы не возникало желания там задерживаться. Нечего, дескать, православным на "идолов" глазеть - пришел, помолился и ушел. Я был свидетелем того, как эти "идолы" (уникальные надгробия, музейные экспонаты) варварски выбрасывались из голицынской усыпальницы.

Хотя настоятелем монастыря формально считается Патриарх, реальное управление сосредоточено в руках архимандрита Агафодора, выходца из украинской глубинки. К понятиям типа "культура" и "наследие" он относится с нескрываемой неприязнью, будучи некомпетентным в этих столь важных для его должности областях. Безусловно, он показал себя хорошим организатором-хозяйственником и неплохим регентом. Вот только Донской монастырь - это не украинская глубинка.

Если продолжать и дальше смиряться с происходящим в Донском монастыре, оправдываясь тем, что мирянину вообще не подобает вмешиваться в монастырские порядки, то кто положит предел торжеству варварства? Патриархия? Но Патриарх бывает здесь регулярно, и, видимо, все делается с его ведома и благословения. К тому же архимандрит Агафодор до своего назначения в Донской служил именно при Патриархе, в Чистом переулке. Так что фигура это явно не случайная.

Молчит Министерство культуры, молчит Общество охраны памятников. Осенью 2001 года Музей архитектуры, изгнанный в начале 90-х из того же Донского без предоставления адекватного помещения, провел у себя выставку "Святыни, мерзости и редкости в Донском монастыре", издал сборник статей, где проблема эта поднималась. Однако все было сделано с такой деликатностью, с такой робостью и беззубостью, что нынешний хозяин Донского, вероятно, только ухмыльнулся. Если вообще об этом узнал.

В Донском монастыре царит атмосфера страха, ничего общего не имеющего со страхом Божиим. От этого становится нездоровым и духовный климат. Как следствие многие из тех, кто искренне любил этот монастырь, с болью от него отвернулись. А ведь он - уникальный памятник той самой православной культуры, основы которой сейчас пытаются привить российским школьникам.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Чем меценатство на Западе отличается от России

Чем меценатство на Западе отличается от России

Елизавета Авдошина

На Культурном форуме обсудили проблемы государственно-частного партнерства

0
880
Концерт The 69 Eyes

Концерт The 69 Eyes

0
590
Кирилл Серебренников обвинил Минкульт в удушении современного искусства

Кирилл Серебренников обвинил Минкульт в удушении современного искусства

Елизавета Авдошина

0
1135
Он очень умный, но такой инфантил...

Он очень умный, но такой инфантил...

Вадим Черновецкий

Почему ООН хочет продлить статус детства до 30 лет

0
1904

Другие новости

Загрузка...
24smi.org