0
1023
Газета Регионы России Интернет-версия

14.05.2012 00:00:00

Губернатор Миклушевский затеял бюджетную революцию

Тэги: владивосток, финансы, бюджет


Губернатор Приморья Владимир Миклушевский предложил краевому сообществу обсудить идею нового принципа формирования приморской казны. Чиновники, раскритиковав экономическую политику экс-губернатора Сергея Дарькина, предлагают при нарезке бюджета отказаться от шитья «Тришкина кафтана», а сосредоточиться на госпрограммах, содержащих конкретные задачи. Эксперты, отмечая отсутствие индикаторов эффективности будущих госпрограмм, назвали идею «попыткой изобретения велосипеда».

Проект губернатора Миклушевского, назначенного два месяца назад, размещен на его персональном сайте. Главная цель изменения структуры краевого бюджета – переход от целевых краевых программ к госпрограммам, от планирования ресурсов к планированию результатов, что должно привести к эффективному использованию бюджетных средств. Идея изложена в русле пожеланий руководства страны. «Госпрограмм не должно быть много, иначе это опять приведет к распылению средств. Нужно сосредоточиться на конкретных задачах, пересмотреть и переработать действующие краевые целевые программы. При этом расходы на образование или здравоохранение сокращаться не будут, возможна только перегруппировка средств для повышения эффективности», – цитирует Миклушевского пресс-служба.

Сейчас в Приморье действуют 45 целевых краевых программ, на реализацию которых в 2011 году было направлено 29,6 млрд. руб. Их предлагалось оценить, а достойные 19 объединить по трем направлениям: новое качество жизни; инновационное развитие и модернизация экономики; сбалансированное региональное развитие. По словам замдиректора департамента экономики, поддержки предпринимательства, развития конкуренции, инвестиций Надежды Петровой, в будущем госпрограммы станут инструментом оценки эффективности деятельности местной власти.

Отметив, что из существующих краевых программ соответствуют заявленным целям только 36, а финансирование их составляет лишь 35% краевого бюджета, чиновница перечеркнула десятилетнюю бюджетную политику экс-губернатора Приморья Сергея Дарькина: «Внешняя очевидность и правильность программ понятна, но если оценивать их не с технической точки зрения (сколько средств и мероприятий предусмотрено – столько выполнено. – «НГ»), а улучшения показателей качества жизни населения, то рождаются вопросы». По данным департамента, к примеру, три целевых краевых программы в сфере здравоохранения выполнены на 110-154%, но на общероссийском уровне, они не улучшили качества медуслуг. Смертность среди трудоспособного населения в крае составляет 6,8 на тысячу человек (в РФ – 6,1) при целевом показатели в 5,5. Смертность от туберкулеза в Приморье в два раза выше, чем в стране, как и заболеваемость этим социально-опасным недугом. Технический показатель эффективности программы «Снижения напряженности на рынке труда» составляет 109%, но уровень безработицы в Приморье превышает на 30% среднероссийский уровень. Подобные плачевнее результаты эффективности и у других краевых программах. По подсчетам независимых экспертов, каждый вложенный в них рубль приносит менее 10 копеек экономического эффекта. «Динамика выполнения программ позитивна, но не эффективна, – резюмирует Надежда Петрова. – Причина в неверности поставленных целей, наивности оценок и низкой скоординированности программ». В результате удовлетворенность населения деятельностью органов исполнительной власти ухудшилась до 20,7% в 2011 году (22,6% в 2010 г.), в том числе в образовании с 59,7% до 58,7%, в здравоохранение с 30,5% до 29,1%.

По идее разработчиков, при новом программно-целевом принципе формирования бюджета, эффективность бюджетных вложений составит 82%. Но при этом чиновники отмечают отсутствие сейчас системного пакета документов для запуска новой идеи и непроработанность целевых показателей и индикаторов эффективности будущих госпрограмм.

Оценить идею Владимира Миклушевского взялись члены экспертного совета при комитете по экономической политике и собственности краевого парламента. «В крае и стране идет размазывание средств без понимания ключевых задач. Но усовершенствовать то, что складывалось десятилетиями, в существующей системе невозможно. Сегодня через программы мы управляем финансово-денежной формой, которая, кроме красивых лозунгов, не связана ни с материально-вещественной и социальной формами. На выходе мы получаем коррупцию и прочие неприятности, – уверен директор школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Виктор Белкин. – Необходимо не десятки программ, а две-три, но комплексных и межотраслевых, способных стать спусковым крючком для запуска механизма самовоспроизводства. Для того, чтобы прекратить бесконечные «дай», ожидания и траты». Но этого инструмента в предложении крайадминистрации эксперт не увидел: «Прежний механизм и предложенный гоняют средства из одной стороны в другую».

Гендиректор ФГУП «Дальневосточного научно-исследовательского, проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института морского флота» Ярослав Семенихин отмечает, что движущей силой для чиновников, намеренных совершить бюджетную революцию, стало лишь желание получения федеральных трансфертов. «Без изменения бюджетного принципа денег край не получил бы. А Приморью надо научиться зарабатывать деньги, значит, стоит задуматься, какое производство необходимо открыть, чтобы предложить его продукт соседям. Осмысления этого в предлагаемой губернатором идее нет, – резюмирует Семенихин. – Без понимания этого Приморье останется существовать лишь на карте».

С подобной точкой зрения согласен и профессор ДВФУ Михаил Терский: «За десять лет население Приморья сократилось на 100 тыс. человек. В последние годы в край был самый мощный приток федеральных средств (в рамках программы развития Дальнего Востока и подготовки Владивостока к саммиту АТЭС 2012 года. – «НГ») и самый большой отток населения. Точку невозврата край прошел, и без принятия специальных мер для привлечения сюда людей, ни одна госпрограмма не будет нужна». По мнению ученого, ключевая проблема – отсутствие системы программного развития, при котором разработчик, исполнитель и контролер программ в одном лице – исполнительной власти. «Это управленческое безумие, – замечает Терский, – потому что исполнитель, помня об ответственности, примет ту, что ему удобно выполнить». По мнению эксперта, необходимо создать научный институт для осмысления путей развития Приморья, изменить административную нарезку территории и разделить полномочия между исполнительной и законодательной властью при разработке и исполнении программ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
299
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
385
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
306
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
269

Другие новости