0
2106
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

22.06.2010 00:00:00

Бремя альянсов

Тэги: россия, украина, политика, отношения


россия, украина, политика, отношения Взаимодействие государств возможно только при учете особенностей их граждан.
Фото Reuters

Каковы основания для формирования между государствами партнерских или даже союзнических отношений? Конечно, взаимная заинтересованность в таких отношениях. А взаимные интересы эти, в свою очередь, определяются экономическими, политическими, географическими, историческими, культурными причинами. Формализуем эти факторы в доктрине национальных интересов, подстроим под нее свою политику – и станет жизнь если не простой и приятной, то рациональной и максимально бесконфликтной.

Евросоюз: бюрократический тупик

Так и был задуман Европейский союз. Споры внутри Евросоюза касаются объема поддержки сельхозпроизводителей, таможенных ставок и нетарифных ограничений, более острые вопросы обходятся стороной. Политически окрашенные рассуждения отправляются в Европарламент – Европарламент ничего не решает, и его мало кто слушает. Бюрократия par excellence.

Кризис выявил проблемы – бюджетные дефициты и государственные долги. Неудивительно, что проблемы эти не всплыли раньше: бюджетная дисциплина – прямая функция от дисциплины государства вообще; последняя, в свою очередь, по крайней мере в демократических странах, зависит от поведенческих стереотипов избирателей. А жизненные установки, ценностные системы суть материи, бюрократией не постигаемые и не регулируемые, и потому бежит она от таких вопросов как черт от ладана. Конечно, бюрократии бывают разные, история знает и весьма мудрые, но не забудем, что Брюссель – это система коллективной ответственности, которая, как описал еще Фридрих фон Хайек, ведет к продвижению и возвышению деятелей типа «второй сорт – не брак». «Кого пошлем в Брюссель или Страсбург?» – «Того, кто нам здесь меньше нужен». Так размышляют в Лондоне, Мадриде, Риме. (Среди европейских неофитов этот закон действует не столь строго – сказывается свежесть впечатлений «новой Европы».) Отношение «на тебе, боже, что нам негоже» происходит не от бедности полномочий европейского центра. Так и в России – уж на что Москва всемогуща, а депутатский корпус партий власти по разнарядке администрации президента в регионах создавался и создается на тех же принципах.

По итогам бюджетного разгула, последствия которого особенно выпукло проявил текущий кризис, появилось предложение, чтобы Евросоюз отныне одобрял национальные бюджеты перед их принятием в парламентах. «По форме правильно, по сути – издевательство», – как сказал бы Ленин. Никем не избранные чиновники станут контролировать депутатов. Это поистине апогей «суверенной демократии» сообщества свободных народов! Пройдет ли такая «революционная» реформа, и если да – то долго ли продержится эта система, сейчас сказать трудно. Ясно одно: сегодня не дала сбой, а показала свою полную недееспособность действующая философия евростроительства – элиты знают, как надо, и тащат за собой народы в общий дом.

Постсоветское пространство: борьба с распадом

Противоположная по форме, но схожая по сути история случилась на пространстве СНГ. Уж где-где, а тут объективных предпосылок для интеграционного даже не сближения, а возрождения было более чем достаточно. Воспротивилась этому политика, а конкретнее – опять же элиты. Сами народы или не стремились к полной независимости, или не понимали, что это значит в реальной жизни, а те, кто был обязан объяснить им реальность, этого не сделали. В целом – население было освобождено от тяжкого груза влияния на расстановку внешнеполитических приоритетов.

Рассогласованность взглядов «верхов» и «низов» по вопросам дружбы и вражды с другими народами – дело в истории не новое. Вот Болгария в обеих мировых войнах была в противоположных России лагерях. Правда, повоевать русским с болгарами так и не довелось – даже Гитлер понимал, что посылать болгар на Восточный фронт дело для него в лучшем случае безнадежное, в худшем – все кончится пополнением войск противника.

У Болгарии были свои причины для выбора союзников: в частности, там считали, что Македония – это не совсем Македония, а если присмотреться – то даже и Болгария. У постсоветских элит главным стимулом для противодействия интеграционным процессам и раздуванию национализма было элементарное стремление к самоутверждению. Подобная интенция на всемирной ярмарке идей оценивается совсем уж медными пятаками, но разве это могло волновать кого-то, кто впервые испытал упоение властью?

Но сегодня эта картина уже не может считаться полной. Сейчас, в середине текущего года, представляется, что его главным событием станет переформатирование международных альянсов, подходов к интеграционным процессам. В Украине сменилась власть, Россия вступает в Таможенный союз, судя по всему, к определенной точке бифуркации подошла (подведена) Белоруссия.

В Украине убежденность населения в необходимости тесных связей с Россией вступила в такое противоречие с политикой бывшего президента, что результаты выборов привели почти к скандалу. Социологи учат, что 10–15% населения всегда голосуют за действующую власть, что бы ни случилось на свете; Ющенко получил половину минимума – результат беспрецедентный.


Главный вопрос с Белоруссией – прекращение экспорта нефтепродуктов, получаемых из российской нефти.
Фото Reuters

В Белоруссии выборы только предстоят, и там проблема другая: не оголтелая антироссийская политика действующей власти (хотя в СМИ ведется массированная пропаганда, разоблачающая «российские реалии»), а полное расхождение слов и дел Александра Лукашенко. Поэтому Россия приступила по отношению к нему к не вполне стандартной операции «принуждение к интеграции».

Газовый спор здесь – отвлекающий маневр. Главный вопрос – прекращение экспорта нефтепродуктов, получаемых из беспошлинной российской нефти. При том что не вступить в Таможенный союз Белоруссия не может – половина ее экспорта идет в Россию, и если он станет облагаться пошлинами, экономическая катастрофа для Минска становится неизбежной. Здесь Москвой руководит не поиск упущенной выгоды – она не привыкла крохоборничать, когда речь идет о серьезных, принципиальных вопросах, соглашения по Черноморскому флоту тому свидетельство. И уход из власти Александра Лукашенко не есть цель – в самой России есть немало региональных руководителей, которых Кремль не хотел бы видеть на их посту, но пока сделать с ними ничего не может, что уж говорить о лидере соседнего государства.

Существующая в Белоруссии хозяйственная система не способна к интеграции с системой преимущественно рыночной, какая существует в России. А хозяйственное и политическое сближение на постсоветском пространстве для России – приоритет если не номер один, так номер два, сразу после модернизации. И не важно, како зовут белорусского президента – важно, что сегодня централизованная государственная белорусская экономика оказалась накануне неизбежного мата, ибо подобная система без реэкспорта российских ресурсов существовать не способна.

Не для примера, а для пользы

И при интеграции «там», и при дезинтеграции «здесь» элиты решали за народ – что ему полезнее. Очевидная разница в степени демократичности Европы Западной и Восточной проявилась причудливым образом: власти всячески стремились избегать референдумов при одобрении Лиссабонского договора, в наших краях референдумы проводятся для достижения удобных руководству целей.

Россия, несомненно, объективно в силу хозяйственных и стратегических причин и субъективно – по причинам историческим, культурным, духовным стремится к интегрированию постсоветского пространства. Что ей для этого следует предпринимать – всех ставить перед выбором между кнутом и пряником? Но случай Лукашенко – уникальный. Россия «втаскивает» Белоруссию в рынок, пользуясь окном возможностей, открывшимся как в результате кризиса, так и в результате сближения с Украиной. Универсальная стратегия такой быть не может. Если у наших соседей действует формула: «больше учет мнения народа = более тесный альянс с Россией», то главное, что может вложить Россия в этот процесс, – это не строить самой бюрократически-заскорузлое государство, развивать гражданское общество и диалог между носителями разных мнений. И не для того даже, чтобы подавать пример соседям или быть для них более привлекательными. Просто сегодня строгое деление на политику внутреннюю и внешнюю – устаревший методологический прием и неэффективный рычаг воздействия на действительность.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2045
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4733
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2591
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2976

Другие новости