23.11.2005 00:00:00

Мама – из Африки, папа – из Азии

Тэги: гены, исследование

гены, исследование Чингисхан – один из самых плодовитых мужчин в истории человечества: 2,5% процента мужского насления Азии могут считать его своим кровным предком.
Фото из журнала Time

Так называемая постгеномная эра, начавшаяся после расшифровки генетического кода человека, преподносит все новые и новые сюрпризы.

В октябрьском номере журнала American Journal of Human Genetics («Американский журнал генетики человека») опубликованы результаты научного исследования, согласно которым завоеватели и наложницы распространили по всей Азии ген одного-единственного мужчины. Конкретно имя этого человека – Гиочанга, жил он в середине 1500-х годов, и его внук основал династию Цин, правившую в Китае с 1644 по 1912 год. Если быть более точным, то, оказывается, около 1,5 млн. мужчин в Северном Китае и Монголии могут носить в себе гены этого любвеобильного мачо.

Напомним, что после другого исследования, проведенного в 2003 году, было высказано предположение, что приблизительно 16 млн. из живущих ныне мужчин – потомки монгольского завоевателя Чингисхана. Потомки Гиочанги мужского пола, как и сыновья и внуки Чингисхана, правили на большой территории, оставив после себя при участии многочисленных жен и наложниц обширное потомство.

Выяснить или по крайней мере достоверно предположить все это позволило тщательное «дактилоскопирование» мужской Y-хромосомы. Среди всех 46 хромосом в мужском наборе она – самая маленькая (по самым оптимистичным оценкам, в этой хромосоме не более 100 генов). Зато она обладает совершенно замечательным свойством: Y-хромосома переходит от отца к сыну из поколения в поколение, позволяя тем самым делать выводы о предках.

Исследователи изучили последовательность генов в Y-хромосомах тысячи мужчин в Восточной Азии. Сравнив последовательность в цепочке ДНК в различных областях, они обнаружили сильное сходство у 3,3% мужчин. Это генетическое сходство и позволило предположить, что у обследованных мужчин был общий предок мужского пола, который жил примерно 600 лет назад, плюс-минус век-другой. Для сравнения: только Y-хромосома Чингисхана приближается к степени распространенности хромосомы Гиочанги, достигая 2,5% мужского населения.

Тут, конечно, необходимо сказать пару ласковых об объекте исследования – Y-хромосоме.

Барельеф с изображением палеолитической праматери. Навес Лоссель, Франция Прежде всего, как отмечает известный российский антрополог, профессор Марина Бутовская, «особенности строения половой системы современных мужчин свидетельствуют, что человек эволюционировал как вид, практикующий полигинию (связи одного мужчины с несколькими женщинами)». Но всему этому эволюционному разгулу, похоже, рано или поздно придет конец. Называется даже точная дата – через 10 млн. лет Y-хромосома окончательно исчезнет из хромосомного набора мужчин.

Мы уже писали об этой проблеме (см. «НГН» от 22.09.2004 г.). Суть ее в том, что, возникнув примерно 300 млн. лет назад, Y-хромосома в своем составе имела 1438 генов. С тех пор она уже потеряла как минимум 1350 из них. Мало того, профессор Дженни Грэйвс из Австралийского национального университета утверждает, что характерная для млекопитающих Y-хромосома в очень конечном счете потеряет свои несколько десятков генов, включая ген SRY (так называемый ген «самцовости» – Sex-determining Region of Y), который отвечает за выработку мужских гормонов и за сперматогенез.

Впрочем, природа и тут подстраховалась: значительная часть генов на Y-хромосоме имеет аналоги на женской Х-хромосоме. Это касается также и генов, связанных с определением пола. Как подчеркивает профессор Марина Бутовская, «недавно было показано, что два вида кротов утратили Y-хромосому и прекрасно без нее обходятся. У одного из них оба пола имеют только одну непарную Х-хромосому, а у другого, напротив, оба пола имеют набор из двух Х-хромосом. Другой тип определения пола встречается у некоторых бабочек, червей и водяного клопа Protenor. Для самцов в этом случае типично наличие ХО-хромосом, а для самок XX. Пол, впрочем, не всегда определяется системой XY. У птиц, некоторых бабочек и земноводных половая принадлежность детерминирована системой ZW».

И все-таки без этой маленькой, невзрачной Y-хромосомы будет немного одиноко. И пусть она составляет лишь около 2–3% из всего набора генома, однако в человеческом организме кодирующей способности ее ДНК хватило бы на несколько тысяч генов. В реальности объем генетических функций Y-хромосомы не слишком велик. По словам известного отечественного специалиста в области генетики индивидуального развития, члена-корреспондента РАН Леонида Корочкина, Y-хромосома – единственная хромосома в геноме млекопитающих, которая не работает непосредственно на реализацию фенотипа. Ее значимость состоит лишь в контроле производства половых клеток и первичной детерминации пола.

Любопытно, что в организме человека как бы в противовес Y-хромосоме, наследуемой по отцовской линии, имеется целый хромосомный набор, передаваемый только от матери к дочери. Содержится он тоже в клетке, но не в ядре, а в митохондриях. Эти клеточные органеллы снабжают клетку энергией и, что самое удивительное, у них есть собственная ДНК! Ее называют митохондриальной ДНК, или мт-ДНК.

Очень вероятно, что митохондрии – это просто потомки бактерий, которые более миллиарда лет назад внедрились в более крупные клетки растений и животных.

Митохондрии наследуются только по материнской линии, мт-ДНК не подвергается перетасовке в каждом поколении и непосредственно передается зародышу от яйцеклетки матери. Поэтому в отличие от ядерной ДНК, которая представляет собой комбинацию ДНК многих предков по обеим линиям, наша митохондриальная ДНК – точнейшая копия ДНК нашей пра-пра-пра-...бабушки.

Все это и позволило буквально вычислить нашу «исходную» Еву.

Оказалось, что все ныне живущие на Земле люди получили свою мт-ДНК от одной-единственной женщины, жившей в Африке около 200 тыс. лет назад. Статья с результатами этих исследований была опубликована 1 января 1987 г. в журнале Nature, называлась она «Митохондриальная ДНК и эволюция человека».

С легкой руки генетиков именно с тех пор и появилось выражение – «Митохондриальная Ева»: это женщина, чья митохондриальная ДНК присутствует у всех ныне живущих людей.

Другими словами – это самый поздний общий предок всех ныне живущих людей по материнской линии.