Газета Наука Печатная версия

13.09.2006

Памяти Леонида Ивановича Корочкина

Валерий Сойфер

Об авторе: Валерий Сойфер, профессор (Фэйрфакс, США).

Тэги: биолог, корочкин

биолог, корочкин Леонид Иванович Корочкин.

Трагическая новость: сбитый на маленькой дорожке Ленинского проспекта мотоциклистом, скончался крупнейший русский ученый, прославивший свое имя в нескольких областях современной науки, член-корреспондент РАН Леонид Иванович Корочкин. Он был действительно уникальным человеком, поразительно талантливым и плодотворно творившим во многих областях. Сын известного сибирского медика, заслуженного врача РСФСР И.Г. Корочкина, Леонид Иванович сначала пошел по стопам отца и окончил медицинский институт в Томске, но сразу по завершении высшего образования стал заниматься гистологией, защитил кандидатскую диссертацию по этой дисциплине, а затем одним из первых в СССР перешел к исследованиям в области молекулярной генетики.

Он учредил одну из наиболее продуктивно работавших в СССР лабораторию в составе Института цитологии и генетики Сибирского отделения АН СССР в Новосибирском академгородке и быстро защитил докторскую диссертацию. Успехи в изучении и даже выделении индивидуальных генов создали молодому ученому известность в мире. Коллеги решили избрать его членом Академии наук СССР, и быстро всем стало ясно, что он будет избран. Но помешало другое обстоятельство.

Леонид Иванович, будучи человеком страстным и открытым, не скрывал своей неприязни к несправедливости и вообще к тоталитарным методам руководства. Такое стремление к правдолюбию и честности подвигнуло директора института, в котором числилась лаборатория Корочкина, помчаться в ЦК КПСС и заявить там, что, если «Корочкина изберут, он станет вторым академиком Андреем Сахаровым». Власти вмешались, и при подсчете поданных голосов оказалось, что для прохождения в состав этой академии Леониду Ивановичу не хватило одного голоса.

Сведения о визите директора и его характеристике стали быстро известны, и Корочкин решил уйти из новосибирского института. Сразу в нескольких академических институтах Москвы ему предложили организовать лабораторию. Уникальным стало то обстоятельство, что в течение последних двадцати лет он возглавлял одновременно лабораторию в Институте биологии развития РАН и другую лабораторию – в Институте биологии гена РАН. Вскоре членом АН СССР он был все-таки избран.

Характерная деталь, много говорящая об этом человеке. Кроме занятий наукой он был страстным художником, самобытным и еще не до конца оцененным. Продолжал заниматься живописью он и в Москве. Вдруг стало известно, что его прежний директор и гонитель заболел раком и переведен на лечение из Новосибирска в Москву. Леонид Иванович за несколько дней нарисовал прекрасный портрет этого человека, а потом поехал к нему в больницу и вручил портрет. Умиравший академик плакал и повторял: «Леня! Ты простил меня! У меня с души камень свалился».

Помимо работ в области молекулярной генетики Леонид Иванович выполнил заслужившие огромное мировое признание работы в нейрогенетике, биологии развития, в последние годы он изучал клонирование и стволовые клетки. Первым в мире он издал учебник для вузов по молекулярной биологии развития. В последние два десятилетия он часто выступал по этим проблемам в печати и по телевидению и благодаря этому стал очень известным в стране. А за рубежом во многих лабораториях Европы, США, Японии, Китая коллеги внимательно следили за журнальными публикациями Леонида Ивановича и его книгами.

Кроме того, он внес большой вклад в философию, в осмысление религиозных течений и теологию в целом. Он опубликовал много книг, каждый раз при выходе которых возникали споры и кипели страсти, а он оставался все таким же мягким, добрым, приветливым и легко прощавшим человеческие слабости, если они не касались принципиальных пороков личности. Надо ли говорить, что у него было огромное число друзей, но были и властительные недоброжелатели, у которых масштаб таланта Леонида Ивановича вызывал зубовный скрежет.

Ему долго не везло в семейной жизни, но последние 16 лет он был счастлив, у него родились две дочки, и он буквально светился, когда рассказывал о них.

Мировая наука и культура понесли огромную потерю. Ушел из жизни выдающийся человек, который мог бы еще многое сделать для людей.