0
1544
Газета Стиль жизни Интернет-версия

06.04.2009 00:00:00

Табу на хиджаб

Тэги: снг, хиджаб, ислам


снг, хиджаб, ислам Женщины в Центральной Азии стали все чаще закрывать лица.
Фото Reuters

Традиционный у мусульман женский головной убор – хиджаб (платок) давно уже превратился в инструмент политической борьбы. Власти стран Центральной Азии, где проживает преимущественно мусульманское население, пытаются противостоять запретами росту исламских настроений. И под это дело периодически подпадает хиджаб. Его ношение вот-вот приравняют к связям с «Аль-Каидой».

Вначале ношение мусульманской одежды запретили в Узбекистане лет 10 назад. Два года назад эту меру переняли в Таджикистане. А на днях ношение хиджаба в образовательных заведениях было табуировано властями Киргизии. Чиновники настаивают, что в учебных заведениях светского государства нет места хиджабу, который является «элементом религиозной пропаганды». Представитель киргизского Министерства образования Дамира Кудайбергенова так и заявила: «Мы – светское государство. Когда дело касается выбора – образование или хиджаб, – выбирается образование». Чиновники настаивают, что для тех, кто выбирает путь изучения ислама, существуют медресе, где не только можно носить хиджаб и совершать намаз, но и постигать ислам.

Казалось бы, все логично. Однако сами девушки, придерживающиеся религиозных взглядов, говорят, что не могут утром ходить в джинсах, а вечером надевать хиджаб. «Это не дань моде, это состояние души», – объясняла Малика, моя знакомая в Душанбе. По шариату женщина должна прикрывать себя специальной одеждой. Когда девочке исполняется девять лет, ношение хиджаба становится необходимым. «В Конституции Таджикистана нет закона, запрещающего носить хиджаб. Поэтому никто не в праве указывать, в какой одежде мне ходить», – сказала Малика.

Действительно, официального запрета на ношение хиджаба в Таджикистане нет. Но есть Основной закон, которым утвержден светский характер государства. И если выяснится, что большинство населения выступает за ношение женщинами хиджаба в светских учреждениях, то, как считают местные эксперты, придется либо вносить в Конституцию изменения, либо вовсе от нее отказаться и объявить, что Таджикистан становится исламским государством и впредь будет жить по законам шариата. Тем более что власти Таджикистана объявили нынешний год Годом великого имама Абуханифы – основателя ханафистского учения в исламе суннитского толка, жившего в VII веке. Но одновременно с этим власти приняли Закон «О религии и религиозных объединениях», ограничивающий права верующих. Новый закон позволяет государству контролировать деятельность религиозных объединений, подвергать жесткой цензуре религиозную литературу. Он регулирует совершение религиозных обрядов только в официально предназначенных для этого местах, а в больницах и тюрьмах это возможно только с разрешения руководства заведения. Нарушителю закона грозит существенный штраф. Помимо этого новый закон серьезно затрудняет регистрацию немусульманских религиозных общин. Впрочем, это другая тема, вернемся к хиджабу.

До недавних пор хиджаб не был особенно популярен. В Таджикистане носили белый платок в основном женщины преклонного возраста. Иногда в далеком кишлаке можно было встретить женщину в парандже. Но это уже была экзотика даже для городского жителя Таджикистана. Сегодня картина изменилась. В Душанбе, Бишкеке среди девушек, одетых в традиционный хиджаб, можно увидеть и щеголяющих в так называемых арабских костюмах. Примечательно, что повышение популярности «религиозной одежды» в бывших советских республиках протекает на фоне некоторой либерализации канонов в странах с жестким религиозным режимом. Скажем, в соседнем Иране, считающемся неким законодателем «религиозной моды», ношение хиджаба после исламской революции стало обязательным не только для местных жительниц, но и для всех приезжающих в Иран женщин. Однако в последние годы прекрасный пол ограничивается ношением цветных легкомысленных косынок. И ничего. Все нормально. Власти довольствуются тем, что на службе женщина одета по законам шариата, а то, как она одета в свободное время, – ее личное дело.


Религиозные обряды в Таджикистане можно совершать только в мечети.
Фото Даниёра Мухиддинова

В республиках же постсоветского пространства – движение в противоположную сторону. При этом заметно снижается уровень жизни, образования, растет безработица. Это благодатные, как показывает опыт, условия для активизации радикальных исламистов. Может, потому власти с таким рвением кинулись защищать светское обустройство центральноазиатских государств? Ведь недаром на Востоке говорят: «Человек, укушенный змеей, боится пестрой ленты». Причины-то для беспокойства есть.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Госдума маневрирует в соответствии с поправками к Конституции

Госдума маневрирует в соответствии с поправками к Конституции

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Утверждение премьера 10 мая позволит депутатам полноценно проверить новые процедуры

0
919
Кампанию Надеждина и "протестный полдень" власть заметила

Кампанию Надеждина и "протестный полдень" власть заметила

Иван Родин

Вместе с иноагентами из выборного закона удалены донаты и испорченные бюллетени

0
1062
Новым лидером Шотландской национальной партии стал Джон Суинни

Новым лидером Шотландской национальной партии стал Джон Суинни

0
422
Еврокомиссия подготовила проект 14-го пакета антироссийских санкций

Еврокомиссия подготовила проект 14-го пакета антироссийских санкций

0
536

Другие новости