0
10093
Газета Стиль жизни Интернет-версия

26.08.2009 00:00:00

Здравствуй, Миша, здравствуй, Соня!

Тэги: кино, режиссер, швейцер


кино, режиссер, швейцер 1975 год. Михаил Швейцер и Софья Милькина на съемках фильма "Карусель". Они жили и работали в унисон.
Фото из семейного архива М.Швейцера и С.Милькиной

Памятная доска, установленная в субботу на доме, где жили кинорежиссер Михаил Швейцер и его жена и соавтор, кинорежиссер Софья Милькина, - это память не только о двух художниках, создавших удивительные фильмы, среди которых такие шедевры, как «Время, вперед!», «Золотой теленок», «Маленькие трагедии», «Мертвые души», «Крейцерова соната», но и об их удивительном доме. Удивителен он был не каким-то особым интерьером, редкостями, антиквариатом, которые, наверное, при желании известный режиссер мог себе позволить. Но этого как раз не было. Как не было ни претенциозности, ни малейшей пошлости. А то, что было, ни за какие деньги не покупается и дизайнерами не разрабатывается.

Скромная квартирка. Книги, фортепиано. На стенах фотографии друзей, актеров, снимавшихся в фильмах Швейцера. И огромное количество рисунков Софьи Милькиной, ее шаржей со смешными подписями. Эта женщина кроме красоты была наделена многими талантами: играла на рояле и на скрипке (имела музыкальное образование), сочиняла песенки, стихи. Даже сейчас, через годы, прошедшие после смерти тех, кто здесь жил, в квартире ощущается особая атмосфера. Это атмосфера их любви. Любви вдохновенной, бескорыстной и живой.

Они прожили вместе 52 года. И не просто жили, а и творили вместе. «Она человек, предъявлявший ко мне высокие требования и не позволявший мне никогда сбиться в своей работе и в своем творчестве, сбиться на мелкий, маленький путь, я бы сказал, не возвышенного искусства» – так говорил Михаил Швейцер о жене.


Конец 1950-х. Долгий и счастливый брак – редкость в кинематографической среде.
Фото из семейного архива М.Швейцера и С.Милькиной

Фильмы, созданные Швейцером с ее помощью, это действительно возвышенное искусство. Не только экранизация классики, но глубокое проникновение в нее, современное осмысление. Притом никакого заигрывания с публикой, никакого кокетства. И сами фильмы Михаила Швейцера стали классикой.

Он писал, что не сделал ни одной партийной картины. И это в годы, когда свирепствовала тотальная идеология. Один из лучших его фильмов, который и сам он считал лучшим, «Время, вперед!», казалось бы, по самой теме – строительство Магнитки – должен был быть идеологическим. На самом деле это был фильм идеалиста об идеалистах, фильм шестидесятника, если хотите. Да, в 30-е годы на строительствах работали заключенные. Но работали и энтузиасты, и их было немало. Точно так же энтузиасты, идеалисты в 60-е устремлялись на целину. А уж чем это кончалось, каким было их будущее, дело другое. Так всегда случается – на поле победы сбегаются мародеры. Так случилось и после 1991 года. Все это горько переживал Михаил Швейцер, называвший, вспомнив определение Достоевского, «нетерпеливыми нищими» тех, кто, дорвавшись до власти, спешил немедленно получить милостыню, ухватить кусок пожирнее.


В память о талантливых людях, умевших любить.
Фото Григория Алехова

Памятная доска, выполненная по проекту Игоря Лемешева, художника картины «Мертвые души», установлена по инициативе гильдии режиссеров и усилиями сестры Михаила Швейцера литературоведа Виктории Швейцер. На открытие ее собрались друзья Швейцера и Милькиной, актеры, снимавшиеся в их картинах: Марлен Хуциев, Юрий Норштейн, Сергей Юрский, Александр Калягин, Тамара Семина, Леонид Куравлев и еще многие, кто смог прийти, кто был в это время в Москве.

«Мы здесь собрались не для того, чтобы попрощаться, а для того, чтобы встретиться. Здравствуй, Миша, здравствуй, Соня!» – воскликнул Марлен Хуциев. А Сергей Юрский напомнил, как Швейцер и Милькина сумели, опираясь друг на друга, жить в несвободном обществе абсолютно свободными людьми, показать трагедию коллективизма в фильме «Время, вперед!» и трагедию индивидуализма в «Золотом теленке». Их творчество было не советским искусством, а искусством советского времени. Впрочем, так можно сказать об искусстве всех тех, кто собрался в этот августовский день возле дома на Университетском проспекте, где они часто встречались дружеским кругом, с веселыми застольями, с музыкой и стихами.

Говорят, любовь – особый талант. Михаил Швейцер и Софья Милькина были в высшей степени наделены еще и этим редким талантом. Потому рядом с ними было тепло, тепло любви притягивало. Как пел Окуджава, тоже их друг, «не покупается, не покупается доброе имя, талант и любовь».

Эта квартира могла бы стать музеем, если хотите, музеем интеллигенции. Но где там – даже и Музея кино уже нет. И тем более нет интеллигенции. Вот памятная доска теперь есть.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Партия Миронова демонстрирует электоральную всеядность

Партия Миронова демонстрирует электоральную всеядность

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Программа бесплатной юрпомощи ветеранам СВО возвратит эсэрам патриотическую кувалду

0
307
Число выявленных в РФ дроперов достигло 1,2 миллионов человек

Число выявленных в РФ дроперов достигло 1,2 миллионов человек

0
216
Накопленный объем прямых китайских инвестиций в Россию за 2024 год увеличился почти на 13%

Накопленный объем прямых китайских инвестиций в Россию за 2024 год увеличился почти на 13%

0
138
В России обнаружен дефицит бензина, но власть в курсе

В России обнаружен дефицит бензина, но власть в курсе

Михаил Сергеев

В Минэнерго полагают, что топливо подорожает с учетом увеличения тарифов и налогов

0
784

Другие новости