0
9805
Газета Стиль жизни Интернет-версия

30.01.2015 00:01:00

Лестница скрипит по просьбам трудящихся

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский – заместитель заведующего отделом культуры «НГ».

Тэги: доммузей cтаниславского


дом-музей cтаниславского Станиславский доброжелательно смотрит на свои рисунки.

Входишь в дом и первое, что видишь, – большой короб с тапочками, старыми, музейными. Вернее, сами тапочки – новые, только-только приобретенные, к нынешнему открытию после реставрации. Но сами тапочки, их модель – войлочные, с двумя завязочками, которые следует обернуть вокруг ноги и завязать непременно спереди, чтобы они не слетели, – напоминают о прежних временах, когда точь-в-точь такие встречали посетителей едва ли не в каждом мемориальном доме-музее. Тапочки эти, к слову, сотрудники покупали на свои, поскольку в смету ремонта их включить было никак невозможно, но рассказывают музейные работники об этом безо всякого сожаления, весело, смеясь, – те, кто работает в таких музеях, обыкновенно влюбляются в своих героев и любят их, как родных, так, что любая мелочь, которая пойдет на пользу родному КС, то есть Константину Сергеевичу, им – в радость.

В Музее Ермоловой, например, сотрудники именуют между собою великую актрису Манечкой, без тени панибратства, наоборот – с восхищением и любовью.

Лестница, ведущая на второй этаж, рассказывает заведующая домом-музеем Анна Овчинникова, у всех почти рождает один-единственный вопрос: а где же та самая печка-буржуйка, которую растапливали на втором этаже? Приходя в Дом-музей Станиславского, очень многие сверяют детали интерьера с описанием из булгаковского «Театрального романа». Печка есть, вот она, красавица, хотя родные Станиславского и здешние музейные работники не одобряют такие прямые ассоциации: все-таки герой «Театрального романа» и Станиславский – разные люди. Надо еще иметь в виду, что своего Ивана Васильевича Булгаков писал, будучи сильно обиженным и на МХАТ вообще, и на Станиславского лично, и этой обиды пересилить явно не сумел. 

Тем не менее по наказам посетителей – да-да, именно так, – идя навстречу пожеланиям трудящихся, лестницу, когда реставрировали, специально сделали такою, чтобы она скрипела. Это – тоже из ожиданий внимательных читателей «Театрального романа». Хочется вам, чтобы дубовая лестница скрипела? Значит, будет скрипеть. И многие первые посетители до того, как войти в мемориальные комнаты, где жил КС, поднимаются по лестнице, затем спускаются вниз и поднимаются снова, чтобы убедиться, что скрип настоящий, и получить удовольствие от этого «старинного звучания» ступеней. 

За ящиком с тапочками открываются старинные полукруглые своды, там – в полуподвале – остатки дома XVII века. Станиславский здесь не бывал, он жил во втором этаже, куда и ведут первым делом, чтобы продемонстрировать чудеса реставрации.

«Вот эту трещину за печкой видите? – обращает мое внимание Овчинникова. Вижу, конечно! И тогда директор гордо сообщает: – Ее специально оставили. Такой она была при Станиславском, поэтому решили не заделывать».

У самой двери под стеклом – стальные клещи. Спрашиваю: «А это зачем?» А это, оказывается, Станиславский, который имел хорошее инженерное образование, всегда хранил у дверей эти самые клещи на случай, если заискрит проводка: «Я сразу же перекушу провода клещами!» – говорил он. Жизнь Станиславского, слава богу, спасло то, что проводка оказалась в доме надежной и «подходящий случай» не подвернулся. 

Знаменитая лестница со скрипом. 	Фото Валерии Буровой
Знаменитая лестница со скрипом. Фото Валерии Буровой 

Реставраторы приезжали из Петербурга, эрмитажные мастера. Судя по всему, реставрацию начали вовремя, поскольку едва дотронулись до стены, у которой стоит кровать Станиславского, часть ее просто провалилась. В комнате – обои с мелким коричневым орнаментом, обои сделали на заказ на одной из фабрик в российской провинции, где сохранились старая технология и можно было повторить оригинальный рисунок. По сохранившимся фотографиям на всех потолках сумели восстановить старые росписи. Скромно жил, конечно, так и хочется сказать, после многочисленных интерьеров, которые с удовольствием демонстрируют нынешние звезды российского театра и кино. 

В знаменитом Онегинском зале аккуратно подняли доски сцены, а под ними нашли старые – XVIII века – гвозди. Гвозди крепкие, железные, если вбить – на века. Сцену восстановили, конечно, такою, какой была при КС, когда он репетировал здесь с учениками оперной студии Большого театра «Онегина», а также «Царскую невесту», «Богему»… Стулья в зале – новые, а вот кресло кожаное… как сказать? Скажем так: может помнить Станиславского, который, сидя в нем, вел репетиции.

В старинных подвалах – гордость нынешней экспозиции: альбомы Станиславского, впервые выставленные на всеобщее обозрение. Мало кто знает (я не знал!), что Станиславский, оказывается, репетиции каждого спектакля «сопровождал» такими вот альбомами, в которых – карандашные эскизы декораций, акварельные – костюмов. Станиславский никогда не учился рисовать, но эскизы его поражают сегодня даже профессионалов: штриховка, свет и тени, цвет и пластика в акварели – все это выполнено мастерски, но Станиславский, известный невероятной скромностью, никогда и никому этих альбомов не показывал, а для работы над спектаклями приглашал Симова, Головина, Добужинского, впрочем, конечно, художников выдающихся.

Там же, внизу, – выгородка из первого спектакля Художественного театра «Царя Федора Иоанновича». Все предметы на сцене были настоящими, что Станиславский считал принципиальным, все, кроме трона, изготовленного по старинным эскизам. Все стулья, лавки, оружие – из коллекции самого КС, которую он собирал многие годы. Другое дело, русского оружия в его коллекции подходящего не оказалось, так что актеры пользовались изделиями европейских оружейных мастеров. И икона с образом Богоматери – тоже на сцене была настоящая, XVIII века, старообрядческая, для чего потребовалось обратиться со специальным прошением в Священный синод, и синод такое официальное разрешение театру выдал, оно теперь – одно из украшений экспозиции.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
751
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
724
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1273
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
605

Другие новости