0
1261
Газета Главная тема Печатная версия

13.10.2011

Всего лишь один стакан

Тэги: чемоданов, стихи, верлибры


Андрей Чемоданов. Я буду все отрицать.
– М.: Воймега, Творческое объединение «Алконостъ», 2011. – 112 с.

Нигде на книге, конечно, не указано, но перед нами – избранное. Стихи разных лет, один из разделов называется «Совсем как человек» (так же, как и вышедшая в 2004 году книжка Чемоданова). Сам автор, ясное дело, будет все отрицать. Кстати, хорошее название. Вкупе с портретом на обложке – пугает и притягивает. Так и должно быть. Стихи не могут только притягивать. Или только пугать.

Андрей Чемоданов родился в центре Москвы в 1969 году, в 1997 году окончил Литературный институт им. Горького, участник творческого объединения «Алконостъ». Я его знаю года ну примерно с 1993-го. Точно не помню, да и не важно. Точно так же не важно, считает Чемоданов свою книгу «избранным» или не считает.

«Актуальные поэты» (специально беру в кавычки) стихами считают только верлибры. Поэты обычные к верлибру относятся, мягко говоря, с подозрением. Я тоже верлибр не люблю. Он гораздо сложнее традиционного стиха. Если писать хороший верлибр. Если писать именно стихи, а не афоризм. Верлибры сейчас пишут почти все, только читать их – мука. Потому что более точное название современного, «актуального» верлибра – нерифмованные слова ни о чем.

Совсем не то Чемоданов.


Андрей Чемоданов купается в речке Сходне.

Он, во-первых, умеет писать и не верлибром, а во-вторых, что главное, он и верлибры пишет так, что их – читать хочется. Цитирую: «хорошо им/ традиционалистам/ можно поднять бокал/ и за ямб/ и за хорей/ и за амфибрахий/ и за анапест/ и за дактиль/ за рифмы/ богатую/ неточную/ мужскую (...) а мне-то как быть?/ верлибр/ он верлибр и есть/ всего лишь/ один стакан».

Все так и есть. Всего лишь один стакан. Больше они не заслужили. Но свой стакан – за верлибр – если кто и заслужил, то уж Чемоданов – точно. Я мог бы сейчас нахваливать его рифмованные стихи, говоря, что именно в них «настоящий» Чемоданов. Но дело в том, что он настоящий всегда, везде и во всем. Не люблю я верлибры, а верлибры Чемоданова даже не просто люблю, а еще и умом понимаю, что они прекрасны. Что здесь, как ни странно, есть поэзия. Сейчас процитирую (целиком) одно его стихотворение. И вот, как ни крути, перед нами именно стихотворение. Итак:

осколки мины
оторвали ему
оба яйца
половину ж...
и полторы ноги
осколки давно в земле
человек
выжил
все превозмог
ковыряет свои прыщи

Не правда ли, прекрасно? А вы знаете, как называется данное стихотворение? Да. Конечно. Оно называется – «Герой».


Он даже читает что-то про ужасы.

* * *

Хорошего поэта хочется цитировать. Не объяснять ничего, ничего не размусоливать, только давать возможность прочесть: «музыку которая звучала/ когда я был счастлив/ уже крутят на радио ретро/ и кажется только на радио ретро». Стихи Андрея Чемоданова, видимо, – и про мою музыку. Наверное, я потому его и люблю, что у нас с ним одна музыка. Не собственно музыка, разумеется. Просто время одно. Один город. По сути, одна жизнь. Так и устроена поэзия. Читаешь, а как будто про тебя написано, а как будто ты сам и написал. Или очень хочется именно так и написать: «Я как-то никуда не тороплюсь/ ловлю себе совсем чужие взгляды/ собака посмотрела на меня/ неумными щенячьими глазами/ и лужа посмотрела на меня/ моими отраженными глазами/ и небо посмотрело на меня/ глазами пролетевшей черной птицы/ и даже ветер смотрит мне в глаза/ так что они невидимо слезятся/ и боже смотрит мне во все глаза/ а ты давно не смотришь мне в глаза/ как ты умеешь/ ах как ты умеешь».

В современной России много поэтов. Не только Воденников, Родионов, Емелин или Дмитрий Кузьмин. Не только Вера Полозкова, Аля Кудряшова и Вера Павлова с Еленой Исаевой и Екатериной Горбовской. Поэтов много, и много из них тех, кто пишет хорошие и талантливые стихи.


Сразу видно, кто из них – поэт.
Фото Екатерины Богдановой

* * *

Но вы же, уважаемые читатели, их очень мало читаете. Вы даже советских поэтов плохо помните. Ладно, Маяковский, Высоцкий или приветствовавший советскую власть Игорь Северянин. Но ведь были еще и Тарковский (не режиссер!), Глазков, Олег Григорьев, Давид Самойлов или, пардон, Борис Слуцкий. Понимаете, поэтов всегда много, когда жить трудно.

Сейчас очень много хороших поэтов.

Не потому, разумеется, что сейчас жить трудно. Сейчас жить великолепно, прекрасно, божественно. Но поэтов все равно много. И, знаете, мне очень нравится в сегодняшнем дне хотя бы именно то, что сегодня в России много хороших поэтов. А когда их много – нетрудно и затеряться.

Так вот Чемоданов даже в сегодняшней действительности не затеряется.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Зеленые верлибры  Анны Орлицкой

Зеленые верлибры Анны Орлицкой

Александра Бабушкина

Строки, навеянные стихами Гарсиа Лорки

0
107
По двум-трем костям

По двум-трем костям

Глеб Котов

Борис Кутенков о поэтических раскопках периода заката советской империи и «археологической» реконструкции личности

0
914
Я забежала на минутку

Я забежала на минутку

Лариса Миллер

Жизнь так страшна и так чудесна, что пропадает речи дар

0
768
Весны не будет

Весны не будет

Арсений Анненков

Стихи о сухом асфальте, холодном ветре свободы и о том, что город – это летающий зверь в мешке

0
476

Другие новости

Загрузка...
24smi.org