0
2955
Газета Неделя в обзоре Печатная версия

21.06.2015 18:46:00

В культуре. У театров спросили про разрешительные документы

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Заславский – заместитель заведующего отделом культуры «НГ»

Тэги: театр, прокуратура, разрешение, афиша


театр, прокуратура, разрешение, афиша Фото с официального сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации

В минувший четверг в Театре имени Вахтангова вручали «Хрустальную Турандот». Эта премия – частная, ее основатель, который любит выходить и на сцену, Борис Беленький традиционно первым подводит итоги завершающегося театрального сезона. Критерии выбора, сами эксперты, члены жюри – все окутано завесой тайны, но сами лауреаты редко вызывают сомнения, что и обеспечивает премии ежегодный к ней интерес. Хотя сама церемония очень часто вызывает сомнения – по части вкуса. 

В этот раз премию за честь и достоинство отдали Елене Камбуровой, ее же Театр музыки и поэзии получил награду за музыкальное оформление спектакля. Олег Табаков получил награду как лучший актер, и вряд ли кто оспорит, что его постаревший ювелир из спектакля «Юбилей ювелира» – одна из больших удач этого сезона и удача самого Табакова, который добивается успеха очень спокойной, можно сказать, сдержанной игрой. Еще один актер-лауреат – Игорь Миркурбанов, который сыграл Венечку в ленкомовской «Вальпургиевой ночи». Этот спектакль Марка Захарова стал и лучшим спектаклем сезона по версии «Турандот». Режиссеров-лауреатов, как и актеров, в этом сезоне нашли сразу двух – это Алексей Бородин, который поставил «Нюрнберг» в Молодежном театре, и Сергей Женовач – режиссер «Самоубийцы» в Студии театрального искусства. Актрисой сезона признали Марию Миронову за роль Марины Мнишек в «Борисе Годунове» в «Ленкоме». Так что опосредованно еще одним лидером по числу номинаций стал Константин Богомолов, режиссер-постановщик и «Юбилея ювелира», и «Бориса Годунова».

А днем в четверг в Департаменте культуры Москвы прошло очередное заседание Совета директоров театров. Возглавив департамент, Александр Кибовский решил возродить это благородное собрание, справедливо полагая, что в вопросах руководства культурой профессиональное, то есть экспертное сообщество может стать хорошим, а в некоторых случаях, воспользуемся термином Владимира Проппа, и волшебным помощником. Отвычкой давать советы я объясняю почти молчаливую поддержку, которую директора столичных театров дали Виталине Цымбалюк-Романовской, которая отныне станет первым лицом и фактически единоличным руководителем Театра Армена Джигарханяна. В прошлом – концертмейстер (конечно, и это опыт для изучения театра изнутри, тут можно как раз согласиться с Александром Кибовским), она заменила на посту руководителя Джигарханяна, который – после внесения изменений в устав – переходит на почетную должность президента театра и будет, так сказать, курировать процесс. Театр, надо отдать ему должное, поначалу собрал ярких актеров, но в последнее время явно переживает кризис. И у меня большие сомнения, что теперь он сделает решительный рывок к новым победам в искусстве. 

Зато очень живое и серьезное участие директора приняли в судьбе Театра Романа Виктюка, которому, как все знают, уже отреставрировали здание одного из самых красивых ДК Константина Мельникова на Стромынке, однако театр продолжает играть на арендованных площадках, в том числе и сейчас – в июне и в июле. Проблема в том, что у театра нет директора, у Романа Григорьевича с Ириной Апексимовой не сложилось добрых отношений, но сейчас он просто, как витязь на распутье или как разборчивая невеста, никак не может кого-то выбрать, а навязывать мастеру как-то никто, даже начальство, никого не решается. А надо же принимать здание на баланс, адаптировать спектакли, планировать третий и четвертый квартал, да и просто – регулярно выплачивать зарплату. Сейчас Виктюк совмещает две должности, но уже понятно, что вот-вот над ним сгустятся тучи, грозящие, между прочим, разными неприятностями и даже серьезными уголовными статьями. В общем, разложив пасьянс, прикинув так и этак, директора рекомендовали Кибовскому назначить к Виктюку директором Валерия Райкова, имеющего многолетний опыт руководства Саратовским ТЮЗом и краткий и, судя по всему, неудачный – работы директором в «Современнике». Хочется надеяться, что с Виктюком они полюбят друг друга. 

На прошлой неделе стало известно, что сразу несколько театров Москвы получили письма из районных прокуратур с требованием предоставить информацию об их репертуарах. Можно, конечно, удивляться такой активности, но прокуратура лишь реагировала на обращение в Генпрокуратуру независимого фонда развития культуры «Искусство без границ», который до того провел однодневную выставку «На дне», на которой собрал и укрупнил «неподобающие» сцены из нескольких московских спектаклей последних лет. 

Письма из прокуратуры пришли в МХТ имени Чехова, «Современник», «Гоголь-центр», «Сатирикон», Театр Романа Виктюка и Центр имени Мейерхольда. Вопросы были по спектаклям «Голая пионерка», «Саломея», «Околоноля», «Золотой петушок», «Антоний & Клеопатра. Версия», «Пластилин» и другим. 

Среди вопросов – входят ли эти спектакли в нынешний репертуар, заняты ли в спектакле несовершеннолетние – особенный интерес заслуживает вот этот: «Проходило ли содержание постановки спектакля какое-либо предварительное рецензирование (критику, искусствоведческое исследование) в органах исполнительной власти перед выходом на сцену для массового показа (приложить соответствующие разрешительные документы)?» 

Дело в том, что такое вот предварительное рецензирование, а тем более разрешительные документы по нынешним законам не требуются и даже, по моему глубокому убеждению, просто-напросто запрещены нашей Конституцией. Впрочем, театры легко справились с поставленной задачей, Роман Виктюк, например, отправил в прокуратуру «Саломею» Уайльда.  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В борьбе за терминал в порту Усть-Луга суд проигнорировал интересы государства

В борьбе за терминал в порту Усть-Луга суд проигнорировал интересы государства

Денис Беляков

Предписание ФАС, позволявшее защитить от обесценивания крупный пакет акций логистического комплекса, отменено в арбитраже

0
1021
На дуроге дымовозы

На дуроге дымовозы

Елена Семенова

Юрий Орлицкий о Генрихе Сапгире, его стихах-кентаврах и «полусловах», которые нужно додумывать

0
894
У нас

У нас

НГ-EL

0
205
65–75–85: галопом по поэту

65–75–85: галопом по поэту

Юрий Кувалдин

К юбилею Александра Тимофеевского

0
946

Другие новости

Загрузка...
24smi.org