0
1741
Газета В мире Интернет-версия

23.10.2008 00:00:00

Колыбель "Солидарности" накрыло капитализмом

Тэги: польша, верфь, движение, солидарность


Польские верфи, на которых в 1980-х годах зародилось движение «Солидарность», положившее конец коммунистической эпохе в стране, могут не выдержать испытания капитализмом. Еврокомиссия отвергла планы Варшавы по реструктуризации верфей в Щецине, Гдыне и Гданьске и предложила свой вариант спасения компаний, что толкает их на грань банкротства. Тем временем многих поляков сейчас больше беспокоит не судьба тысяч судоремонтников, которые могут лишиться работы, а положение медсестер.

Свою оценку планам польского правительства по спасению верфей в Гданьске, Гдыне и Щецине комиссар ЕС по конкуренции Нели Крос дала во вторник на заседании Европарламента. В Брюсселе, по ее словам, осознают «историческую значимость и символическую ценность польских верфей», но в то же время уже в течение четырех лет ведут расследование того, как используется госпомощь, выделяемая из польского бюджета судоремонтным предприятиям.

С 2002 года по настоящее время, как утверждают в Брюсселе, Гдыньская верфь получила от государства 167 тыс. евро на каждого рабочего. В среднем это по 24 тыс. евро на работника в год, что вдвое превышает среднегодовой доход голубого воротничка в Польше. По подсчетам еврокомиссара, всего верфь в Гдыне получила из бюджета 700 млн. евро, а в Щецине – 1 млрд. евро. Но несмотря на эти вливания, «верфи и будущее их работников остаются уязвимыми».

Брюссель винит польские власти в том, что предприятия так и не прошли реструктуризацию, которой подверглись компании данного сектора в Германии и Испании. По словам Крос, последняя версия планов по спасению предприятий, представленная Варшавой 12 сентября, потребует выделения верфям еще больших госсредств, при этом все равно придется сократить примерно на 40% число рабочих мест. Несмотря на это, оставшиеся рабочие не будут застрахованы от дальнейших увольнений.

Комиссия готова идти на жесткие меры и потребовать возвращения верфями средств, полученных из госбюджета Польши. Однако такой суммой – около 2 млрд. евро – компании не располагают. Брюссель предлагает свой вариант: реализовать на открытом тендере на рыночных условиях активы верфей Гдыни и Щецина. Холдинговая компания пустит проценты на возвращение субсидий, полученных из бюджета, и ликвидируется. А бизнесмены, которые приобретут активы, смогут возобновить производственную деятельность уже без обременительных долгов. По данным AFP, Гдыньской верфью интересуется донецкая корпорация «Индустриальный союз Донбасса», а Щецинской – польско-норвежский консорциум Mostostal Chojnice-Ulstein. На Гданьской, Щецинской и Гдыньской верфях вчера не комментировали ситуацию.

Что касается Гданьской верфи, где в 1980-х зародилось антикоммунистическое движение «Солидарность», Брюссель готов к уступкам. Причина тут скорее не политическая, а экономическая: эта верфь получила значительно меньше денег налогоплательщиков, и у нее уже есть серьезный инвестор. Напомним, что донецкая корпорация «Индустриальный союз Донбасса» (ИСД), лидером которой является бизнесмен Сергей Тарута, в ноябре прошлого года завершила двухлетний процесс покупки Гданьской судоверфи. Формальным собственником верфи стала дочерняя структура ИСД, компания ISD-Polska. ИСД с 2006 года скупал пакеты акций Гданьской верфи, год назад Агентство развития промышленности Польши одобрило увеличение доли ISD-Polska в уставном фонде верфи с 5 до 80%. Стоимость сделки, позволившей увеличить уставный капитал и провести допэмиссию акций верфи, составила, по данным открытых источников, 120 млн. евро. ИСД сразу же заплатил 30 млн. евро, остальные 90 млн. корпорация обязалась вложить в виде инвестиций в течение 2008 года.

ИСД – одна из крупнейших украинских корпораций. Во время президентских выборов 2004 года она (в отличие от другой мощной донецкой бизнес-группы, корпорации СКМ Рината Ахметова) поддержала кандидата Виктора Ющенко. В 2007 году один из лидеров ИСД Виталий Гайдук был назначен президентом на должность секретаря Совета нацбезопасности и обороны, но спустя полгода уволился, не желая участвовать в очередном политическом противостоянии в Украине. В 2004 году украинское правительство неформально помогло ИСД купить в процессе приватизации крупнейший польский металлургический завод Huta Czestochowa. Кстати, тогда в Польше шла активная дискуссия о плюсах и минусах допуска украинского бизнеса в сталелитейную отрасль. В частности, выражались сомнения в «чистоте» донбасского капитала. Сейчас такое обсуждение фактически не ведется.

В этом году компания ISD-Polska и Министерство финансов Польши разработали совместный план реструктуризации Гданьской судоверфи, а также договорились об условиях приватизации компанией судоверфи в Гдыне. Покупая верфи, украинская корпорация преследует цель создать вертикально интегрированное производство, часть которого расположена на территории ЕС: продукция украинских заводов в виде сырья поставлялась на завод Huta Czestochowa, а металлопрокат этого предприятия поступал на верфи. В результате ИСД гарантировала стабильную работу своих предприятий.

В сентябре-октябре профсоюзы рабочих судоверфей провели несколько акций в поддержку нового владельца. Они обвиняют Еврокомиссию в предвзятом отношении, которое мотивируется желанием уничтожить польские судоверфи, чтобы таким образом поддержать немецкие и скандинавские предприятия. Польское правительство, в свою очередь, вынуждено прислушиваться к мнению рабочих, ведь верфи расположены в регионе, который исторически наиболее социально и политически активен.

По словам Ежи Помяновского, известного польского политолога и главного редактора журнала «Новая Польша», столь же радикальных политических последствий для Польши, какие имели массовые забастовки 1980-х, сейчас не будет. «Солидарность» – самый сильный профсоюз в стране – значительно уменьшилась (с 10 млн. в 1981-м до 1,5–2 млн. теперь) и почти вся подчинена оппозиционной партии братьев Качиньских «Закон и справедливость» (ЗиС). «Ни о каком народном движении в поддержку рабочих Гданьской верфи сейчас нет и речи. Гораздо большее сочувствие народа, чем судьба сговорившихся профсоюзников, предпочитающих банкротство приватизации, вызывает судьба медсестер, которые могут потерять работу из-за реформы медучреждений», – сказал «НГ» Помяновский.

Киев


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1116
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1535
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1151
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
956

Другие новости