0
1335
Газета В мире Интернет-версия

22.03.2010 00:00:00

Российский заправщик для ВВС США

Тэги: пентагон, тендер, самолеты


пентагон, тендер, самолеты Американское военное ведомство ищет замену устаревшим самолетам-заправщикам KC-135.
Фото Reuters

Многолетняя схватка за многомиллиардный заказ Пентагона на самолеты-заправщики принимает неожиданный оборот. Российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) готова участвовать в тендере, в котором дотоле фигурировали только американский и европейский авиагиганты Boeing и EADS. Однако остается проблема односторонней пристрастности заказчика при выборе предлагаемой модели.

Первой о российском интересе к тендеру на поставку самолетов-заправщиков для ВВС США поведала в минувшую субботу Wall Street Journal. По ее сведениям, «консорциум ОАК, частично находящийся в собственности российского правительства, намерен предложить вариант заправщика на базе Ил-98». Строиться эти самолеты должны в основном в России, а собираться в США, добавляет газета

На днях тема якобы уже обсуждалась госсекретарем США Хиллари Клинтон с российским коллегой Сергеем Лавровым в ходе их встречи в Москве. Об этом в статье «Русские против EADS и Boeing» пишет Financial Times Deutschland со ссылкой на заявление американского адвоката Джона Киркленда. Адвокат представляет в США совместное российско-американское предприятие, одним из участников которого является ОАК. Ее американский партнер представлен на бирже и, как ожидается, станет известен в этот понедельник.

Киркленд сообщил, что ОАК и ее американский партнер уже целый год готовят обоснования преимуществ Ил-98 в качестве возможного самолета-заправщика для американских ВВС. Он говорит: «Если конкуренция будет честной, ОАК тендер выиграет».

Речь идет о так называемом «заказе века», или «сделке века». Ставка и впрямь чрезвычайно внушительна. Всего ВВС США нуждаются в 534 новых самолетах-заправщиках, сообщает немецкий телеканал ARD. Это обещает долгосрочный гешефт объемом в 100 млрд. долл. В ближайшие же годы программа Пентагона предусматривает получение 179 воздушных заправщиков. Конкретно же сейчас «разыгрывается» заказ на первые 68 машин стоимостью в 12 млрд. долл. с перспективой производства и остальных 111 таких машин.

Схватка за этот «куш» длится уже несколько лет. Концерн EADS в консорциуме с американским Northrop Grumman продвигал самолет-заправщик KC-45, являющийся вариантом широкофюзеляжного аэробуса A-330. В 2008 году тендер был ими даже выигран. Но лоббисты концерна Boeing, предлагающего заправщик KC-767, переделанный из пассажирского B-767, добились отмены решения и назначения нового тендера на измененных условиях.

При таких обстоятельствах, ссылаясь на отсутствие равноправной конкуренции, Northrop Grumman, а с ним и EADS вообще вышли в этом месяце из борьбы. Практически нескрываемое предпочтение Пентагоном машин Boeing, уступающих, по оценкам специалистов, европейским, подвергается резкой критике и со стороны руководства EADS. В свою очередь, федеральный канцлер Ангела Меркель и французский президент Николя Саркози совместно предостерегли США против «попыток протекционизма», которые могут потребовать контрмер.

Обеспокоенный Вашингтон откликнулся заявлением Пентагона о заинтересованности в дальнейшем участии EADS в тендере на поставку самолетов-заправщиков. Подача соответствующих заявок продлена до 10 мая. Европейский авиаконцерн заявил, что примет решение лишь после «оценки всех факторов, обеспечивающих равные шансы выигрыша тендера», хотя в принципе подтверждает свой интерес к «сделке века».

Главными претендентами в ней по-прежнему выглядят Boeing и EADS. В то же время возможное участие ОАК в пентагоновском тендере все-таки меняет его конфигурацию. Раз ОАК готова представить Ил-98 на суд американских заказчиков, значит, эти самолеты отвечают своему предназначению, как минимум не хуже конкурирующих американской и европейской моделей, и скорее всего даже имеют преимущества.

Но Запад, как известно, по-прежнему предпочитает блокировать как прямое, так и многостороннее сотрудничество с Россией в высокотехнологичном производстве. General Motors сорвал продажу Opel международному консорциуму с российским участием. EADS воспротивился увеличению доли акций, купленных банком ВТБ. Десять лет тому назад многообещающе выглядел проект российско-украинско-германского транспортного самолета, но был сломан НАТО. В итоге EADS до сих пор возится с проектом своего транспортника A400M, которому не видно конца. Вот и надежду на выбор Пентагоном российского самолета пока питать трудно. Другое дело, конкретно подтвердить решимость российского авиастроения конкурентно бороться за свою долю мирового авиационного рынка.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Валерий Мастеров

Премьер заочно поспорил с президентом о размещении в стране ядерного оружия

0
1058
Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
1284
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
1626
Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Михаил Сергеев

Реальные шансы на возврат денег от приобретения новостроек снижаются

0
1169

Другие новости