0
7163
Газета В мире Интернет-версия

24.12.2015 00:01:00

Китай признал терроризм постоянной угрозой

Тэги: китай, наркотрафик, терроризм, антитеррор, сирийский кризис, россия


китай, наркотрафик, терроризм, антитеррор, сирийский кризис, россия Фото Reuters

Сначала бой наркотрафику, а теперь – экстремизму. Таковы этапы карьеры чиновника Лю Юэцзиня, которого Пекин назначил комиссаром по противодействию террору. Раньше такой должности в Китае не было. В то же время в парламенте подготовлен закон, ограничивающий право СМИ освещать действия подпольных группировок. Это не означает, что Китай заимствует опыт России. Напротив, китайские эксперты говорят, что Москва нарушает устав ООН, вмешавшись в сирийские дела без санкции СБ. КНР предпочла не присоединяться ни к одной из коалиций, воюющих с ИГ.

Главная партийная газета КНР «Жэньминь жибао» сообщила некоторые детали биографии человека, которого иностранная пресса поспешила окрестить царем по борьбе с терроризмом. Лю Юэцзиню 56 лет, раньше он был помощником министра общественной безопасности. 

Родом из центральной провинции Хунань, в интервью скромно называл себя рядовым полицейским. Уже с 1980-х годов работал в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков.

Создание поста комиссара по борьбе с терроризмом – это реакция на серию терактов, прокатившихся в последние годы по всей стране и унесших множество жизней. Например, вооруженная группировка в марте прошлого года убила 29 человек и ранила 143 в столице провинции Юньнань – городе Куньмин.

В Пекине связывают это преступление с деятельностью сепаратистов-уйгуров в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на северо-западе страны. Несколько человек, собиравшихся выехать оттуда для того, чтобы присоединиться к ИГ или получить террористическую подготовку на Ближнем Востоке, было арестовано.

Еще одним событием, побудившим Пекин усилить превентивные меры, стали теракты в Париже. Как говорит специалист по безопасности Мэй Цзяньмин, в срочном порядке будет создана общегосударственная платформа для обмена информацией между ведомствами. Она позволит координировать действия полиции, внутренних войск и армии.

Одновременно закручиваются гайки над СМИ. Как передает Reuters, постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей (парламента) готовится принять закон о том, что средства информации и социальные сети не смогут публиковать о террористах такие сведения, которые могут породить у читателей или пользователей желание подражать преступникам. Кроме того, законопроект требует, чтобы технологические компании передавали «чувствительную информацию», например, ключи к шифрам, правительству. Ожидают, что билль будет одобрен в этом году.

Означает ли это, что Китай заимствует российский опыт в противостоянии террористам? Этот вопрос «НГ» задала заместителю директора Института Дальнего Востока РАН Владимиру Портякову.

Китай – страна достаточно стабильная. Но экономическая ситуация сложная. Начинаются сокращения в разных отраслях, и не известно, кого они затронут, отметил эксперт. А теракты служат дополнительным источником недовольства населения. На этом фоне в странах, подобных России и Китаю, сложилась такая модальность: вместо откровенного разговора о проблемах предпочитают умалчивать. Это не столько национальная особенность, сколько черта авторитарных режимов.

«Трудно сказать, как поведет себя руководство Китая, если возникнут новые осложнения в Синьцзяне. Может быть, оно будет более активным на сирийском направлении. Хотя, как мне кажется, оно сделает все возможное, чтобы этого избежать, – предположил Портяков. – Китай очень внимательно отслеживает обстановку. По некоторым данным, в районе боевых действий есть несколько сот участников из Синьцзян-Уйгурского автономного района в рядах «Исламского государства» (запрещенная в России террористическая группировка. – «НГ»)».

Когда президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин встречались на полях Конференции по климату в Париже, главной темой была борьба с терроризмом. Си отмечал, что нужно координировать усилия. «Но пока, насколько известно, никаких конкретных обязательств Китай на себя не брал. Он исходит из того, что все действия должны иметь мандат Совета Безопасности ООН. Российская операция в Сирии такого мандата не имеет. Мы говорим о приверженности международному праву, ссылаемся на приглашение президента Сирии Башара Асада. Но это не мандат ООН. И китайцы на низовом уровне говорят: это двойные стандарты», – сказал Портяков.

«Тут еще возникает вопрос: к кому Китаю примыкать в этой борьбе? – продолжил эксперт. – К самой маленькой коалиции в составе России, правительства Асада, «Хезболлаха» и Ирана? Но в Китае в основном мусульмане – унниты. Есть коалиция западная. Зачем Китаю к ней примыкать? Коалиция арабских стран под водительством Саудовской Аравии – ее цели тоже не очень ясны. Есть у Пекина понимание, что надо действовать исключительно осторожно».

Характерно, что после того, как турки сбили российский самолет, китайская газета Global Times сообщила, что Россия подвергла бомбардировке позиции выходцев из Синьцзяна, воюющих в Сирии. Но не было высказано никакого одобрения действиям россиян.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ЛДПР предлагают окончательно деполитизировать профсоюзы

В ЛДПР предлагают окончательно деполитизировать профсоюзы

Дарья Гармоненко

Трудовыми отношениями и спорами должна заняться вертикаль трехсторонних комиссий

0
809
Конституция России специально не определяет схему выборов Госдумы

Конституция России специально не определяет схему выборов Госдумы

Иван Родин

В Основном законе заложена возможность давать дополнительные места депутатам из новых регионов

0
854
Россиян ждет беспрецедентное повышение коммунальных тарифов

Россиян ждет беспрецедентное повышение коммунальных тарифов

Михаил Сергеев

Дополнительная нагрузка на среднюю семью превысит 34 тысячи рублей за четыре года

0
1702
Граждане за решеткой слабо разбираются в арестах

Граждане за решеткой слабо разбираются в арестах

Екатерина Трифонова

Конституционный суд отказывается обсуждать проблемы реального правоприменения

0
784

Другие новости