2.04. Концерт Сезарии Эворы. Спорткомплекс "Олимпийский".
"Тужилки" - так можно перевести (и так переводят) морны, то есть песенки о любви, которые поют в барах портовых городов на Островах Зеленого Мыса (Кабо Верде). Наверное, самую знаменитую ныне исполнительницу этих самых морн шестидесятилетнюю Сезарию Эвору можно сравнить с Лялей Черной (по страсти) или с Александром Вертинским. Если же отталкиваться от того, что морны - род городского романса, то песни Сезарии впору сравнить с романсами Окуджавы: и та и другой с печалью смотрят на все, что творится вокруг, и с искренней грустью констатируют перемены.
Можно, разумеется, остановиться на очевидных расхождениях и жанра, и самого образа жизни "зеленомысской" певицы и наших шансонье. Пение в барах портового города Миндело, конечно, располагало к некоторой простоте нравов, и этой простоты Сезария хлебнула, как говорится, вдоволь, так что, говорят ее друзья, с тех самых пор отношение ее к мужчинам - весьма пренебрежительное. И, может быть, как раз поэтому поет она о несбыточно прекрасной, настоящей, то есть самой что ни на есть сказочной, любви. И потому так пронзительны ее морны.
Что касается послужного списка, то (опять-таки в отличие от Вертинского и Окуджавы) у Сезарии, которая начала международную гастрольную деятельность, когда ей было без малого пятьдесят и когда другие певцы сворачивают карьеру и принимаются за выпуски бесконечных "best" и "best from the best", к настоящему времени имеется полный набор как золотых дисков, так и лучших концертных залов мира, где она выступает и где имеет успех (парижский "Олимпия", лондонский "Квин Элизабет Холл" и другие). В Москве она впервые появилась год назад.
Сезария знаменита и номинацией на "Грэмми" и тем, что в 95-м Эмир Кустурица пригласил ее записать для его "Подземелья" танго "Аусенсия" ("Отсутствие"). За годы, последовавшие за первым парижским успехом, репертуар Сезарии практически не изменился, и диск, который вышел в 1999 году, называется "Cafe Atlantico" - Сезария снова поет про родной ее сердцу порт Миндело и остров Сан-Винсенте. А предыдущий назывался "Cabo Verde" по имени ее страны, по-прежнему нищей, где один из немногочисленных способов заработка для женщин - исполнение печальных песенок о любви. В тех самых портовых барах, где пела когда-то босоногая Эвора и где ее безвестные соотечественницы поют и сегодня для моряков со всего света.