0
975
Газета Акцент Интернет-версия

03.08.2004 00:00:00

Рай расположен напротив Госдумы

Тэги: новый манеж, форум, артпроекты


новый манеж, форум, арт-проекты Достоевский в Баден-Бадене. Лучшим проектом в Новом Манеже стала серия фотографий Монро, сделанных специально для выставки «На курорт».
Владислав Мамышев (Монро). Игрок. 2004.

Адам и Ева у райского древа

 

Сезон современного искусства начинается в сентябре – фестивалем «Арт Клязьма». За три года (пока идет «Клязьма») к такому распорядку москвичи уже успели привыкнуть. Впрочем, еще раньше успели привыкнуть к тому, что год кончается в июле – Форумом художественных инициатив. Это самая непредсказуемая выставка года, потому что на ней знаменитости путаются под ногами юных неизвестных художников, а неожиданные намерения мэтров иногда пугают больше, чем радикализм молодых провинциалов.

Провинциальные гении хороши тем, что они могут сделать такую чушь, которая москвичу и в голову-то не придет. Кулибины до сих пор изобретают собственные велосипеды-паровозы. Например, группа «Куда бегут собаки» (из Екатеринбурга) представила на нынешнем форуме проект «Оцифровка воды». Капли капают, струйки текут, а умная машина выдает на-гора ленту, отражающую бесконечное течение воды по замкнутому циклу внутри механизма, напоминающего картинки из книги «Занимательная механика». Это переливание из пустого в порожнее вряд ли имеет хоть какое-то отношение к теме выставки (рай), зато поражает своим полным несовпадением ни с одним из привычных течений московского искусства.

Каждый из форумов славен неожиданностями. Так, три года назад посетителей пугали дохлой крысой, которая вращалась на тросике (см. НГ от 10.08.01). На этом – смущают инсталляцийкой «Доигрались». Пара художников из Владивостока, Игорь Демиденко и Катя Кандыба, сами себе задали вопрос: чем занимались Адам и Ева в раю? И дали на него ответ в духе известного детского стишка – за Адама и Еву выступают тряпичные куклы, репетирующие Камасутру. Фотография обнимающихся (мягко говоря) кукол служит фоном для игры в серсо, при этом палками служат пенисы, а кольцами – красные круги. Вроде весело, хотя не очень-то и смешно.

 

Живой религиозный художник

 

Тема «рая» широка беспредельно. Геннадий Гущин смастерил проект, который мог бы послужить рекламой «Ночному дозору». Четыре фотопанорамы ночной Москвы развешаны одна над другой – встык, а на самой нижней из них – палиндром, надпись «Тени нет». Рай, выходит, – место экваториального равноденствия, где «нет тени».

Для Ирины Кориной рай – это детство, блаженные семидесятые. Она уже не впервые выступает как тонкая рисовальщица: недавно Корина показывала свои ностальгические рисунки в ЦДХ, во время «Арт-Москвы». Теперь она выставляет новую серию почеркушек в Новом Манеже. Герои ее зарисовок – кудрявые-волосатые и их путешествия-приключения.

Леонид Тишков мечтает о воскрешении предков. В духе учения Николая Федорова. И тишковская инсталляция «Небесные водолазы» посвящена «стране умерших отцов». Под потолком на круглом обруче повешены старые тряпки – разного рода свитера-фуфайки, от них нити тянутся вниз, прямо к куклам, сплетенным из этих самых нитей, при этом вместо физиономий у кукол – снимки, а на снимках – лица каких-то деревенских стариков-старушек. Так Тишков возрождает предков – пока, правда, не во плоти, а в ткани.

«Живой религиозный художник – это почти невероятно», – считает Юрий Никич. И он нашел такого художника – это Гор Чахал. Гор давно уже экспериментирует с огненными фигурами: силуэты его героев составлены из языков пламени (см. подробнее «НГ» от 28.10.01). За несколько лет, которые он занимается своим пламенеющим реализмом, художник совершил очевидную эволюцию – от откровенно языческих он дошел до христианских сюжетов. Теперь в центре его инсталляции оказалось изображение распятого. Инсталляция «Солнце правды, добра и красоты» соединяет традиционную христианскую иконографию с современной компьютерной технологией, традицию концептуального искусства – с религиозным сюжетом. Слева – цитаты, десятки стандартных формул, наложенные друг на друга – «вседержитель», «ветхий деньми», «знающий тайны сердца» и т.п. Справа – распятие с предстоящими (правда, названное почему-то «Преображением»). Речь, конечно, опять не о «рае». Но по крайней мере о вечных сюжетах...

 

Дохлая крыса и будущий юбилей

 

Форум художественных инициатив – самая «ершистая» выставка сезона. Он не столько «подводит итоги», сколько ставит новые вопросы. Потому что Юрий Никич – один из тех немногих московских кураторов, кто не боится как огня всего маргинального, провинциального, странного и неудобного. Юрий Никич ответил на вопросы «НГ» о некоторых загадках этой выставки:

– На каждом форуме есть провокативный проект. Но куда авторы таких проектов исчезают потом, после выставки? Куда исчезла, скажем, художница, которая была автором работы с вертящейся крысой три года назад?

– Она сделала еще один хороший проект в Музее минералогии. И ушла из искусства в кураторство. Некоторые делают это долго, она проделала это чрезвычайно быстро.

– Существует более общая проблема: зачастую, если какие-то молодые яркие художники появляются, то они так же быстро и исчезают. То есть не существует какой-то системы, которая бы заставляла их развиваться?

– Мы не все учитываем, и иногда жизнь их продолжается очень бурно и динамично. Над нами «небо» девушек Чиликовой и Шлиенковой из Тольятти. Они начали свое публичное существование напором – проектом «Большая стирка», который победил на Красноярской музейной биеннале, и уже из Красноярска транслировали этот проект. Сейчас они участвуют в большом международном проекте во Франции, перед этим были в Карлсруэ... Я не могу назвать это карьерой, но по крайней мере, международная жизнь кипит. В своем городе они распространяют огромное количество флюидов – они образовали среду, которой 7 лет назад там не было вообще.

– Первоначально форум был скорей площадкой для художественных экспериментов. В этом году к нему существует антитеза – выставка уже признанных художников в другом зале Нового Манежа. Теперь всегда будет так – с одной стороны форум, с другой – более репрезентативная выставка?

– Не знаю. Вот в следующем году мне предложили курировать биеннале «Ширяево поле». Я еще не знаю, буду я это делать или не буду, но сама затея любопытна. Место любопытно. Любопытно расширять географию таким образом.

– Речь идет о Ширяеве под Самарой?

– Да. Для 10-го форума это – один из хороших сюжетов. В любом случае, я считаю, что главная характеристика страны, в которой мы живем, – это ее величина, а не то, что в ней есть столица или две столицы. Столичность имеет универсально- глобальный характер. А величина – довольно редкая категория.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
542
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
646
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
772
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
763

Другие новости