0
948
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

07.09.2000 00:00:00

Моя любовь...


Лидия Смирнова. Моя любовь. - М.: Вагриус, 2000, 383 с.

В "ВАГРИУСОВСКОЙ" серии "Мой ХХ век" - пополнение. Вышла в свет книга Лидии Смирновой "Моя любовь". С предисловием выступил Владимир Войнович. Литературной обработкой текста занялся Глеб Скороходов.

Мемуары Лидии Смирновой очень корректны. В них нет разоблачений, сенсационных заявлений и прочих скандальных атрибутов, призванных пополнять читательские ряды. И при этом сразу же после выхода книги на актрису обрушился шквал звонков с просьбами об интервью.

"Моя любовь" - это "поток сознания". Мысли, ощущения, внезапные ассоциации постоянно перебивают друг друга. Особенно это заметно в главах о кино: от размышлений на общие киноведческие темы Лидия Смирнова резко переходит на конкретные примеры, уделяя большое внимание деталям, без которых повествование было бы весьма тусклым.

Парадокс заключается в том, что, несмотря на подробное описание кинопроцесса, актрисе удалось сохранить у читателя ощущение, будто "кино - это таинство, которое существует в искусстве. Таинство, которое, предположим, было в театре, когда была "четвертая стена" между сценой и зрителем".

Самая интересная, живая и интригующая часть книги посвящена многолетнему роману Лидии Смирновой и Исаака Дунаевского. Причем особый колорит придают письма композитора. Несмотря на то что в них много личного, у читателя не остается постыдного ощущения внедрения в частное пространство: "Я глубоко ценю и люблю все твое, такое сильное, порывистое, горячее, стремительное┘ Я глубоко наблюдаю твою любовь ко мне, твое отношение, я его чувствую, оно меня вдохновляет, растит, наполняет, и поэтому я преклоняюсь перед тобой, обожествляю и обожаю тебя".

Все остальные главы вызывают противоречивые чувства. С одной стороны, книга написана по принципу "Никто не скажет обо мне столько плохого, сколько я сама". Однако не покидает ощущение, будто автор чего-то недоговорил, не полностью раскрылся. В целом откровенность - вещь субъективная. Ее степень, как известно, бывает разной. Наиболее ценны и интересны мемуары, пронизанные эмоциональным напряжением, когда автор выходит из неких поставленных самим собою рамок и полностью раскрывается перед читателем. Смирнова из этих "тисков", таящихся где-то на уровне подсознания, выйти боится. Вот вроде бы сухое повествование плавно переливается во что-то сумбурное, актриса позволяет себе мощные эмоциональные всплески, практически подводит к той грани, за которой начинается объективная оценка происходящего, но в самый кульминационный момент срабатывает условный внутренний цензор - дальше нельзя. Могут неправильно истолковать. В итоге в какой-то момент рвется нить, связывающая автора с читателем. Вскоре она восстанавливается, и все повторяется заново.

Лидия Смирнова никогда не была в опале у советской власти. Состояла членом парткома, была депутатом. По давно заведенной традиции звезду "Моей любви" и "Парня из нашего города" приглашали на приемы к Сталину и Брежневу. В какой-то момент благодаря обширным партийным связям она могла оказать помощь в получении квартиры или установке памятника. Актриса совсем не стыдится своей принадлежности к советскому "истеблишменту": "Я была искренна и тогда, когда выступала перед Сталиным и говорила: "И жизнь хороша, и жить хорошо", - и тогда, когда пела "Радостней год за годом в нашей счастливой стране"┘ Мы в то время ничего не знали, считали: все, что делается, правильно. А может быть, и боялись знать правду┘"

Последние главы "Моей любви" построены на ярких контрастах. Всплески меланхолии тесно переплетены с завидным оптимизмом, присущим только по-настоящему сильной личности. В чем-то с позицией автора можно не согласиться. Где-то даже осудить. Но невозможно обойти вниманием стремление героини передать всю палитру пережитых чувств и эмоций.

В целом книга получилась весьма неординарная и даже в какой-то степени уникальная. Дело в том, что "Моя любовь" наговаривалась на диктофон. Обычно подобные эксперименты не имеют успеха - при перенесении наговоренного на бумагу теряется что-то очень важное, порой невосполнимое. Мемуары Смирновой - исключение. Благодаря сохраненным живым интонациям она создает эффект разговора "с глазу на глаз". А это, как известно, является залогом успеха.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2116
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4830
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2646
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3047

Другие новости