0
1099
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

29.03.2001 00:00:00

Портрет философа на пленэре

Тэги: Николюкин, Розанов, Молодая, гвардия


Александр Николюкин. Розанов. - М.: Молодая гвардия, 2001, 511 с.

Задача описания жизни Василия Розанова, одного из ярчайших русских мыслителей, представляет собой известную сложность. Если обыкновенно судьбу писателя мы распознаем через дуализм его произведений и событий частной жизни, то в отношении Розанова такой подход означал бы разрушение органического целого. Когда мысль становится проводником житейских коллизий, а бытовая случайность порождает теорию, биографу следует отложить анализ причин и сосредоточиться на реконструкции обстоятельств.

Книга Александра Николюкина, составителя и редактора полного собрания сочинений Розанова (его тома издаются с приятным постоянством), вполне отвечает этой программе. Разбросанные по книгам пассажи автор объединяет по главам-рубрикам, удачно вписывая их в хронологическую канву. Каждая из "розановских" тем - пол, семья, религия, литература, революция и т.д. - приобретает цельный вид. А это удобно не только для простого читателя, но и исследователя, получающего готовый план для работы с текстами философа.

Помогая Розанову рассказывать о себе, то есть цитируя его большими отрывками, автор лишь умело монтирует высказывания своего героя в повествование и комментирует их больше как историк, чем как интерпретатор. В предисловии этот принцип обозначен как желание "приобщить читателя к неповторимому розановскому языку и стилю... а пересказывать Василия Васильевича - занятие бесполезное". Скупые, но точные замечания, например, что "Розанов... недооценивает мастерство слова писателей нового века, в том числе и свое собственное", - лишь дополнение к придирчивому самоанализу философа.

Осторожный, сугубо исторический подход важен еще и потому, что биография Розанова - это также биографии Толстого, Владимира Соловьева, Блока, Горького, Мережковского, Флоренского и других его литературных друзей и врагов. Розанов был, пожалуй, одной из центральных фигур эпохи рубежа веков. Своими мыслительными провокациями он вовлекал в "выяснения отношений" все значительные умы своего времени. В книге подробности этих "идейных войн" даны как возможные ключи к интерпретации личности писателя.

По Николюкину, жизнь Розанова соединяет XIX и XX века в единой эстетической концепции, - при том, что в современной истории культуры их принято разделять. В основе этой идеи - изобретение жанра "Уединенного" и "Опавших листьев". С точки зрения формы он предшествует "потоку сознания" Джойса, однако целью своей имеет не искусство ради искусства, а продолжение и развитие проблематики XIX века, затененной в веке XX художническими экспериментами. Это одно из перспективных направлений для будущего исследования.

Интересно будет читателю посмотреть и фотографии семьи писателя: "друга", "бабушки", дочерей, в любви к которым он черпал свое вдохновение. Так что эту проницательную и теплую книгу можно еще читать и как семейный роман.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Ольга Соловьева

Преимущества КНР сделают многие российские отрасли неконкурентоспособными

0
1138
Кассационные суды нашли себе место в системе

Кассационные суды нашли себе место в системе

Екатерина Трифонова

Проверочная инстанция прислушивается к обвинителям охотнее, чем к защитникам

0
847
Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Михаил Сергеев

Всемирный экономический форум оценивает ориентиры очередного пятилетнего плана КНР

0
1328
В России упростят конвоирование опасных преступников

В России упростят конвоирование опасных преступников

Иван Родин

Наручники также наденут на осужденных и обвиняемых по некоторым "политическим" статьям

0
966

Другие новости