0
1144
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

09.12.2004 00:00:00

Между Тэтчер и ТЭЦ

Тэги: Тэффи, летопись


Тэффи. Моя летопись. - М.: Вагриус. 2004, 384 с. (Мой ХХ век).

Помещенная в "Советском энциклопедическом словаре" между Маргарет Тэтчер и ТЭЦ (теплоэлектроцентралью), Тэффи в русской литературе, на мой взгляд, играет столь же великую роль, как "Железная леди" в истории и ТЭЦ в нашей морозной стране. Автор множества стихов, пьес, статей, Тэффи, Надежда Лохвицкая (1872-1952), все-таки в первую очередь воспринимается как юморист и, наверное, первая в России женщина, обладатель этой серьезной и до сих пор редкой профессии.

По всей вероятности, понимание смешного, комичного есть признак развитости ума. Неожиданное падение в лужу, коварный пинок под зад, выпускание газа из кишечника в серьезных обстоятельствах - осмысление этих событий должно быть благословенно, как изобретение колеса. Первые проявления не физического, а эстетического удовольствия. Смех, вызванный этими событиями у наблюдателей времен неолита, был показателем того, что до откровений абстрактного мышления человеку уже практически рукой подать.

Различные серьезные и мрачные мыслители, властители дум вроде Аристотеля или Расина регулярно старались задвинуть комичное, смешное куда-то подальше от высокой литературы в низовую карнавальную субкультуру. Но вопреки высоколобой критике тексты, вызывающие улыбку и смех, всегда являлись не меньшим катарсисом, чем тексты, вызывающие слезы. При этом прогресс в остроумии шел своим, параллельным с прогрессом в литературе путем. Грубо говоря, юмор Чапека смешнее юмора шекспировских комедий, юмор Жванецкого смешнее юмора Чапека, хотя последние двое - представители уже соседних поколений. Юмор ровесницы Ленина Тэффи не по стилю, но по уровню остроумия кажется абсолютно современным.

Мое знакомство с ней состоялось с приобретенной в 70-е годы в букинистическом знаменитой "Всеобщей истории в изложении "Сатирикона". Написанная Тэффи "Древняя история" выглядит на голову выше "Средней истории" Осипа Дымова и "Новой истории" Аркадия Аверченко. Перлы до сих пор в памяти. "Спартанцы были лаконичными во всем, включая одежду. Только перед битвой они позволяли себе более сложный наряд, состоящий из венка на голове и флейты в правой руке. В обычные же дни обходились без этого".

Заинтересовавшись, я выписал в Исторической библиотеке подшивки "Сатирикона" за несколько лет. Оказалось, довольно скучный журнал вроде "Крокодила". Слишком сатирический, злободневный. И если радовали стихи, так непременно Саши Черного, а рассказы, так непременно Тэффи.

И вот ее мемуары, опубликованные в разные годы за границей и впервые собранные в одной книге. "Воспоминания", описывающие только странствия писательницы в годы Гражданской войны по маршруту Москва-Киев-Одесса-Новороссийск и заканчивающиеся отъездом в эмиграцию навсегда. И "Моя летопись" - разрозненные фрагменты литературной биографии Тэффи, портреты ее знаменитых и не очень знаменитых друзей, знакомых в России и в Европе. Удивительно нескучное, порой даже захватывающее чтение о людях и событиях без лишнего трагизма, без выпячивания своей персоны, без резких оценок, без пафоса и с той только долей женского кокетства, что Тэффи нигде не указывает годов. Зачем это лишнее напоминание себе о возрасте? Тем интереснее читателю догадываться самому. "Французские негры в Одессе" - значит, зима 1919-го. "Вскоре после войны с японцами" - значит, время революции 1905-го. "Куприна повезли в Россию" - значит, 1937-й.

Мемуары Тэффи трогательно живые. Она приводит много цитат из стихов близких себе Федора Сологуба, Зинаиды Гиппиус, Константина Бальмонта, Игоря Северянина и других. А составитель в примечаниях почти везде указывает: "неточная цитата из стихотворения┘"

Очень интересны, необычны воспоминания Тэффи о двух нелитературных персонах, которых ей довелось знать лично, - Ленине и Распутине. Во время революции 1905 года, когда все полевели, когда, по словам Тэффи даже "саратовский полицмейстер вместе с революционером Топуридзе┘ начал издавать легальную марксистскую газету", Надежда Александровна в Петербурге стала сотрудничать с большевистской "Новой жизнью", где на некоторое время появился Ленин, чтобы немного поруководить, а потом разогнать Тэффи и ей подобных интеллигентов. "Такой плешивенький, коротенький, неряшливо одетый мог бы быть служащим где-нибудь в захолустной земской управе. Ничто в нем не обещало диктатора. Ничто не выражало душевного горения. Говорил, распоряжался, точно службу служил, и казалось, будто ему и самому скучно, да ничего не поделаешь".

А вот ее портрет демонического Гришки Распутина, который пытался соблазнить Тэффи, затащить в свою свиту, как карманного журналиста, но психика женщины оказалась весьма устойчивой. "Для человека, ведущего какую-нибудь серьезную политическую линию, Распутин показался мне недостаточно серьезным. Слишком дергался, слишком рассеивался вниманием, был сам весь какой-то запутанный┘ Самого его несла куда-то та самая сила, которой он хотел управлять".

Каждый писатель в своих книгах творит свой собственный мир. У Тэффи, потерявшей родину, детей, пережившей многих своих друзей, мир получился таким, в котором все-таки хотелось бы жить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
720
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
833
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
255
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
1003

Другие новости