0
5490
Газета История Печатная версия

02.04.2024 17:27:00

Несогласные эпохи воинствующей Реформации

Что дали европейской цивилизации анабаптисты Швейцарии и Германии

Владимир Попов

Об авторе: Владимир Александрович Попов – преподаватель Московского богословского института Российского союза евангельских христиан‑баптистов.

Тэги: реформация, протестантизм, католицизм, баптизм, анабаптизм, гонения, государство, церковь, европа, германия, швейцария, история


реформация, протестантизм, католицизм, баптизм, анабаптизм, гонения, государство, церковь, европа, германия, швейцария, история Между Мартином Лютером и Ульрихом Цвингли были серьезные богословские разногласия. Август Ноак. Религиозная беседа в замке Марбург в 1529 году. 1869. Музей искусства и истории культуры Марбургского университета Филиппа, Германия

В Цюрихе, самом большом городе Швейцарии, на берегу реки Лиммат возвышается памятник Ульриху Цвингли (1484–1531). На религиозном реформаторе длинный плащ, шляпа в виде шлема, в одной руке он держит Библию, а в другой – меч. Библия и меч символизируют союз церкви и государства.

Гроссмюнстерский собор, расположенный в центре старого Цюриха, в XVI веке был могучим форпостом Реформации. Так же как и Мартин Лютер в Виттенберге, Ульрих Цвингли произносил здесь зажигательные проповеди против продажи индульгенций, обличал погрязшее в пороках духовенство, говорил о необходимости обновления всего строя церковной жизни.

Причина раздоров

Призывая своих современников вернуться к идеалам первых христиан, Цвингли, видимо, забыл слова Христа: «Царство Мое не от мира сего. Отдавайте кесарю кесарево, а Божье Богу» (Ин. 18: 36; Мф. 22: 21). Швейцарский реформатор пошел по пути воплощения идеи государственной церкви, подключая к решению духовно-канонических вопросов государственных чиновников, членов Совета г. Цюриха. К тому же Цвингли оказался инициатором поголовного крещения детей, хотя ранее относился к крещению младенцев критически.

Такое положение вещей привело к зарождению движения несогласных, получившего название «анабаптизм». Анабаптисты, или «перекрещенцы», не признавали крещения младенцев, ратуя за сознательное приобщение к вере по личной воле и полное отделение церкви от государства. Они пришли к заключению, что Реформация носит половинчатый характер, остановилась на полпути, не достигнув всех конечных целей. Ведущие реформаторы Мартин Лютер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли сохранили практику крещения детей и не отмежевались от государства, вступив с ним в тесный союз.

Когда Лютер и Кальвин сами были на положении гонимых, то делали некоторые попытки выступать за свободу вероисповедания. Лютер, оказавшись перед лицом смертельной опасности и угрозой отлучения от церкви, писал: «Я утверждаю, что ни папа Римский, ни епископ, ни какой-либо другой человек не имеют права даже одним словом в чем-то обязывать христианина, разве что это делается с его согласия. Все, что делается иначе, делается в духе тирании… Я возвышаю свой голос во имя свободы совести и с уверенностью заявляю, что несправедливо навязывать христианину какие-либо законы, кроме тех, с которыми он согласен, ибо мы свободны перед всеми».

Однако позиция Лютера изменилась кардинальным образом, когда ему стали оказывать покровительство светские правители, немецкие князья, заинтересованные в размежевании с Римом. Позже Лютер выступает уже в духе эпохи со всеми ее жестокостями по отношению к инакомыслящим и инаковерующим: «С еретиками надо не дискутировать, а приговаривать их к смерти без суда и следствия, и пока они будут гореть в огне, верные должны искоренять все оставшееся зло и омывать руки в крови католических епископов и папы Римского – переодетого дьявола».

Подобная метаморфоза происходила и с Жаном Кальвином. В первых своих трактатах Кальвин утверждал: «Церковь не имеет права наказывать или принуждать мечом, не имеет тюрем, штрафов или других видов наказания, которые использует гражданский магистрат. Кроме того, цель применения церковной власти заключается не в том, чтобы согрешивший был наказан против своей воли, а в том, чтобы он проявил покаяние и добровольно принял наказание. Церковь не пользуется полномочиями, принадлежащими магистрату, но и магистрат не делает того, что делается церковью». Когда же Кальвин приобрел широкое влияние и авторитет в Женеве, он заразился духом нетерпимости: «Тот, кто будет говорить, что еретиков и богохульников несправедливо наказывать смертью, сознательно понесет их же вину».

Анабаптисты Цюриха оказались в зоне острого конфликта с главным реформатором Ульрихом Цвингли. Тот какое-то время разделял взгляды анабаптистов на неправомерность крещения младенцев. Он отвергал католическое учение о необходимости обряда крещения для спасения. Но затем его взгляды изменились, главным образом из-за опасения распространения сепаратистских настроений, создающих угрозу раскола в государственной церкви. Ульрих Цвингли пришел к заключению, что Реформация не должна идти далее пределов, установленных государством. Сторонник и друг анабаптистов стал их противником.

«Перекрещенцы» Цюриха

Движение анабаптистов начало развиваться в Цюрихе с 1523 года. Его основным ядром и первопроходцами были Конрад Гребель (1498–1526), аристократ, получивший солидное образование в университетах Парижа и Вены; Феликс Манц (1498–1527), сын священника, знаток древнееврейского языка; Георг Блаурок (1493–1529), выдающийся проповедник, монах.

Знаменательным стало собрание в доме Феликса Манца 18 января 1525 года, где после совместной молитвы и в ответ на указ Совета Цюриха о преследовании инакомыслящих Конрад Гребель крестил Георга Блаурока. А Блаурок тогда же крестил всех других участников домашнего собрания. После акта крещения все участвовали в святой трапезе – благоговейном преломлении хлеба.

Об этом историческом и судьбоносном событии свидетельствует один из ранних анабаптистских документов: «Они преклонили колена пред Верховным Владыкою Господом, пребывающим на небесах, взывая к Нему, знающему то, что есть у людей на сердце, и молясь, чтобы он объявил им Свою Божественную волю и высказал им Свое милосердие, так как человеческая плоть, кровь и воображение не подсказывают им ничего. Поэтому они хорошо знали, что им предстоит пройти через страдания и превозмочь их. После молитвы Георг Блаурок поднялся и стал умолять Конрада Гребеля Бога ради окрестить его через истинное христианское крещение, основанное на его вере и исповедании. Когда это произошло, то и другие также пожелали, чтобы Георг окрестил их, что он и сделал по их просьбе. Таким образом, они в великом страхе Господнем вверились друг другу и призвали один другого к евангельскому служению, и стали они учить и сохранять свою веру. Вот так началось их отчуждение от мира и от греховности».

Анабаптисты авторитет Библии ставили выше авторитета власти и авторитета церкви. Крещение должно быть сознательным, на основе личной веры и личных убеждений. Членство в церковной общине – абсолютно добровольное. Ключевые слова в вероучительных трактатах анабаптистов – «следование», «ученичество». «Никто не знает Христа, если не следует за Ним в жизни» – девиз анабаптистов. Анабаптисты выступали против взимания десятины и налогов на духовенство, отказывались от военной присяги и принесения клятвы, осуждали ростовщичество, отрицали право гражданских властей вмешиваться в церковную жизнь. Из-за того что эти принципы не вписывались в общецерковную и государственную модель жизни, анабаптисты изначально были обречены на преследования и гонения.

Гостям Цюриха экскурсоводы показывают массивное здание бывшей городской тюрьмы, где содержались приговоренные к смерти узники-христиане. Постановления суда отличались особой пунктуальностью, где во всех мельчайших деталях предписывался страшный ритуал казни. Проповедников сознательного водного крещения нередко осуждали на смерть через утопление в воде.

Несколько веков назад по реке Лиммат от здания тюрьмы одна за другой отправлялись лодки с осужденными. Феликс Манц, 20-летний анабаптистский проповедник, по пути к месту казни беседовал о Боге, о спасении души с палачами, прославляя Христа. «Мы должны умереть за Истину, как ученики Христовы, и молиться за врагов», – говорил он. Мать и родные Феликса наставляли мученика быть твердым до конца. «Моя вера свободна, не возлагайте ношу на мою совесть. Вера – дар Божий, а не общее достояние, – доказывал противникам другой мученик, Ганс Мюллер. – Тайна Бога – сокровище на поле, никто не обретет его, пока Дух Святой не откроет ему. Оставьте мою веру свободной».

5-11-2480.jpg
Памятник Цвингли в Цюрихе. В одной руке
реформатор держит Библию, а в – другой меч,
что символизирует союз церкви и государства.
Фото со страницы Роберта Скарта в Flickr
Распространение анабаптизма

Зародившись в Швейцарии, анабаптистское движение вскоре распространилось и на другие страны: Германию, Австрию, Голландию. Анабаптистов почти везде преследовали и расправлялись с ними самым жестоким образом.

Трагична и показательна судьба одного из известных выдающихся немецких анабаптистов, Бальтазара Губмайера (1481–1528), доктора богословия. Во время пастырского служения в Вальдшуте, австрийском городке около швейцарской границы, Губмайер сблизился со швейцарскими реформаторами и подружился с анабаптистом из Цюриха, Вильгельмом Рейблиным, от которого в апреле 1525 года принял крещение, начав сам крестить верующих в своем приходе. Над ревностным служителем нависла угроза ареста. Из Вальдшута Губмайер бежал в Цюрих, но там был схвачен, подвергнут допросам, пыткам и приговорен к ссылке. Изгнанник, оказавшись в Моравии, широко развернул проповедническую деятельность, окрестив около 6 тыс. новообращенных. По приказу маркграфа Моравии Фердинанда Губмайер был арестован и заточен в тюремный замок в Вене. 10 марта 1528 года после изнурительных допросов и пыток сожжен на костре. А его жена через несколько дней была утоплена в воде.

Претерпевая жестокие преследования и страшные муки, анабаптисты не теряли духа миролюбия и милосердия даже к своим истязателям. Поразительный эпизод запечатлен в мартирологе XVI века. Анабаптист Дирк Виллемс бежал из тюрьмы, на его поимку устремился отряд солдат. Впереди – река, покрытая тонким льдом. Дирк смог перескочить на другой берег. Внезапно раздался истошный крик о помощи. Это один из его преследователей очутился в воде. Дирк ринулся назад и помог ему выбраться из полыньи. Выполняя приказ бургомистра, спасенный не замедлил арестовать Дирка. 16 мая 1569 года Дирк Виллемс был сожжен на костре. Правда, тело мученика перед сожжением обсыпали серой для облегчения страданий. Такова была «плата» за спасение стражника.

Практикуя принципы ненасилия, анабаптисты утверждали: «Мы не желаем зла нашим врагам. Нам лучше потерпеть убыток в сто гульденов, чем обмануть кого-то на одну мелкую монету; мы лучше лишимся жизни, чем ударим рукой своего врага, а тем более копьем, мечом или алебардой, как это повсеместно делается в мире».

В исторических хрониках 1536 года сохранилось свидетельство о казни трех братьев и одной сестры: «Всех четверых вздернули на дыбу, хотя они даже не были лидерами, а всего лишь обычными гражданами, рядовыми последователями движения. Кровь текла из ран по ногам страдальцев, но они хранили веру и, полагаясь на Господа, лишь к одному Ему взывали в час испытания. Наконец, 4 сентября их приговорили к смерти. Все четверо взошли на плаху спокойно и кротко, без тени страха и сомнений, как истинные агнцы Христовы. Преклонив с молитвой колена, они, подобно первомученику Стефану, воззвали к Богу: «Господи, Иисусе! Прими дух мой». Затем им быстро отрубили головы, водрузив на колья, а тела сожгли. Так мученики принесли свою жертву за веру».

По некоторым историческим данным, в Бельгии и Нидерландах с начала анабаптистского движения и до 1574 года было казнено от 1500 тыс. до 2500 тыс. анабаптистов. Рейхстаг в Шпейере (Германия) в апреле 1529 года постановил, что «каждый анабаптист и повторно крещеный человек любого пола будет подвергнут смерти посредством меча, огня или иначе». Герцог Вильгельм Баварский издал указ обезглавить тех, кто покаялся, и сжечь тех, кто отказался каяться». В Тироле и Герце (Австрия) в 1531 году было казнено около 1000 анабаптистов, в Энсисгейме – 600.

Правозащитники XVI века

Отдельные из анабаптистов ходатайствовали перед власть имущими о даровании свободы веры. Так, арестованный в 1529 году в Цюрихе и брошенный в тюрьму анабаптист Ганс Мюллер пишет обращение к городскому Совету: «Достопочтенные господа! Прошу вас со всей благосклонностью и отеческим состраданием снизойти ко мне, как отец снисходит к своим детям. Прошу не обременять мою совесть, поскольку вера – это дар Божий. Поэтому прошу вас, слуг Божьих, даровать мне свободу веры».

Анабаптисты не организовывали специального движения в защиту свободы совести и отделения церкви от государства. Но провозглашая и практикуя сознательное крещение по личной вере, они тем самым утверждали эти принципы. «Они считали членство в церкви добровольным и придерживались учения, что единственным способом приобщения к видимой церкви является крещение в сознательном возрасте, – отмечает историк анабаптизма Майкл Мартин. – Исходя из того факта, что анабаптисты не исчезли, не вымерли и не поддались давлению государственных церквей, они оказали определенное влияние на повышение уровня терпимости в обществе. Они, как правило, были примерными гражданами, за исключением отказа повиноваться властям в вопросах вероисповедания. Гражданские власти некоторых стран и областей относились к ним снисходительно, поскольку они, несмотря на различия в религиозных взглядах, приносили несомненную пользу стране».

Анабаптисты решительно отрицали союз церкви и государства. Такая позиция для той эпохи была из ряда вон выходящей. Ни католики, ни классические протестанты (лютеране, реформаты) не мыслили отделения церкви от государства, так как считали, что без этого союза невозможно сохранить должный порядок в церкви, обществе и государстве. Анабаптисты же в своих радикальных устремлениях полагали, что истинный христианин не может принимать на себя даже какую-либо государственную должность: «Христианину трудно быть мирским власть имущим. Но даже если бы он таким стал и если бы в этом мирском царстве все выполнялось согласно истинному человеческому и божественному порядку, а его правление и повеления были бы во всем безукоризненны, сколько бы времени его совесть позволяла ему быть правительствующим чиновником, сохраняя христианское терпение и преданность Господу Иисусу Христу? Или, другими словами, удалось ли бы ему сохранить свою душу и веру в чистоте неповрежденной?»

По мнению анабаптистов, наибольший духовный урон церковь потерпела от слияния с государством. Когда церковь и государство тесно спаяны, то церковь перестает быть церковью. Анабаптисты ни в коей мере не отрицали права государства на существование. Их отношение к государству не было негативным. Свою позицию они обосновали учением Нового Завета, опираясь главным образом на Послание апостола Павла к римлянам, где он учит, что «существующие власти от Бога установлены, а начальник есть Божий слуга» (Рим. 13,1; 4).

Свое понимание государства и его функций анабаптисты изложили, участвуя в диспуте в Берне в 1538 году: «Мы допускаем, что в нехристианском мире власть государства имеет законное место для поддержания порядка, наказания злых и защиты добрых. Но мы как христиане живем в соответствии с Евангелием и в подчинении Господу Иисусу Христу».

Известный историк анабаптизма Уильям Эстеп констатирует: «Стремление к образованию независимых от государства церквей было для анабаптистов минимальной потребностью в обретении религиозной свободы. Таким образом, анабаптисты стали первыми защитниками существования независимой церкви. В XVI столетии они были единственными среди протестантов-евангеликов, кто разрушил средневековую модель государственной церкви».

Радикальное по своему характеру анабаптистское движение во многом шло вразрез с линией, принятой вождями Реформации. Реформаторы были нацелены лишь на преобразование старой церкви, на сохранение исторической преемственности. Анабаптисты же хотели воссоздать духовную преемственность от апостолов. Реформаторы, сохраняя детское крещение, формировали общенародную церковь, причастную государству. Но анабаптисты организовывали общины, отделенные от мира и государства. На головы анабаптистов сыпались обвинения в гордыне, бунтарстве и социалистических устремлениях. Они были обречены на непрерывные гонения и жестокие расправы. Многие из них претерпели казни как мученики совести и страдальцы за веру.

Движение анабаптистов не было окончательно уничтожено. Основные идеи и принципы анабаптистов восприняли позже меннониты и собственно баптисты. «Учение о спасенности некрещеных младенцев больше не осуждается как ересь, а принцип религиозной свободы и разделения церкви и государства, ради которого страдали и умирали швейцарские и немецкие анабаптисты, постепенно укрепляет свои права. Германия и Швейцария изменили политику и позволяют теперь баптистам, методистам и другим ответвлениям нонконформистских церквей пользоваться той свободой совместного поклонения, в которой раньше им было отказано, а государственные церкви получают от этого пользу, поскольку становятся более живыми в силу допускаемого государством несогласия. В Англии баптисты – одно из основных ответвлений несогласных, а в Соединенных Штатах – самая крупная деноминация после методистов и католиков», – писал в конце XIX века автор многотомной истории христианской Церкви профессор Филип Шафф.

От редакции. Автор описывает в основном первоначальный период истории анабаптизма и только мирные проявления этого движения. Между тем за рамками статьи остались многие кровавые страницы, связанные с Крестьянской войной в Германии и Томасом Мюнцером, а также теократической «коммуной» в Мюнстере. Эти течения тоже вошли в историю под именем анабаптизма, однако представляют собой противоположность мирным сторонникам сознательного крещения.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Российско-германские отношения нормализуются не скоро

Российско-германские отношения нормализуются не скоро

Олег Никифоров

Бывший немецкий дипломат и разведчик пока не видит потенциала развития позитивных контактов между нашими странами

0
3167
Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Юрий Юдин

Идиллия и любовь в повести «Военная тайна»

0
1393
Православный зритель – широкий зритель

Православный зритель – широкий зритель

Ольга Рычкова

Русский духовный театр «Глас» глазами его основателей Татьяны Белевич и Никиты Астахова

0
2531
Россия может победить в санкционной битве с Западом

Россия может победить в санкционной битве с Западом

Михаил Сергеев

Правительству РФ советуют восстановить стимулы для частных инвестиций

0
2459

Другие новости