0
4041
Газета Шахматы Печатная версия

23.03.2023 19:51:00

Накамура застолбил место в финале Кубка США

Во время супертурнира в Сент-Луисе гроссмейстеры раз за разом допускали непостижимые ошибки

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

Об авторе: Марина и Сергей Макарычевы – шахматные обозреватели.

Тэги: шахматы, кубок сша, сен луис, супертурнир, двойной нокаут, хикара накамура


шахматы, кубок сша, сен луис, супертурнир, двойной нокаут, хикара накамура Хикара Накамура в отличие от своего соперника смог восстановить хладнокровие и выиграть обе блицпартии. Фото Lennart Ootes/Saint Louis Chess Club

В Сент-Луисе – неформальной шахматной столице США – подходит к концу второй по общему счету Кубок этой страны, представляющий собой супертурнир, проводимый по экзотической системе «двойного нокаута», которая позволяет гроссмейстеру, проигравшему матч основной сетки турнира, продолжить борьбу за главный трофей соревнования.

Суть системы состоит в том, что шахматисты, потерпевшие в четвертьфиналах поражения при игре с относительно медленным контролем времени 90+30, включаются в параллельный отбор, который проходит с быстрым контролем 25+10. Затем к двум гроссмейстерам, победившим в полуфиналах этой быстрой сетки, присоединяются неудачники «медленных» полуфиналов, и этот принцип ротации выдерживается до самого конца. Иными словами, шахматист, которого постигла неудача в «основном» финале, выходит на победителя альтернативного кубка, после чего наступает время «главного финала» с участием победителей двух направлений отбора, но в том случае, если гроссмейстер, победивший в основной сетке, терпит в этом суперфинале поражение, он получает право на своеобразный «матч-реванш».

Мы решились на столь подробное описание регламента соревнования просто потому, что без него трудно прочувствовать особенности спортивной борьбы, в которую неделю назад включились восемь гроссмейстеров, семеро из которых имеют рейтинг, превосходящий психологически важную отметку 2700. Иными словами, этот внутринациональный турнир можно с полным правом отнести к категории супертурниров, привлекающих приоритетное внимание всего болельщицкого сообщества.

Если же говорить о самых запоминающихся моментах борьбы, то таковыми, вне всякого сомнения, стали полуфинальный поединок «утешительной сетки» Левона Ароняна с Фабиано Каруаной и «основной финал», в котором встретились Хикару Накамура и Уэсли Со.

Главная особенность, или, если хотите, изюминка, объединяющая эти матчи, состоит в том, что когда казалось, что все уже решено, в них происходили поистие удивительные события. Выдающиеся гроссмейстеры раз за разом допускали непостижимые ошибки, полностью менявшие картину боя. Впрочем, два этих матча отличались друг от друга одним важным нюансом: обе «медленные» партии поединка между Накамурой и Со характеризовались очень высоким качеством игры и закончились вничью, а «чудеса» начались лишь на тай-брейке, в котором контроль времени сократился сначала до 10+5, а затем и до чисто блицевого 3+2. Тогда как в матче Аронян–Каруана драматическими событиями изобиловали все сыгранные партии, начиная с двух первых, проходивших с контролем времени 25+10.

Первый раунд этого сражения оказался на удивление скоротечным. Коварный, но не слишком опасный для соперника дебютный выбор Каруаны побудил Ароняна сыграть на перехват, но, как нам кажется, он «недооценил» промежуточный удар белых на 15-м ходу, а затем неосторожно забрал слоном пешку е5, что привело черных к немедленному разгрому. В этот момент могло показаться, что судьба матча практически решена, но во второй партии соперники словно бы поменялись ролями и счет сравнялся.

Начало тай-брейка сложилось для Ароняна весьма благоприятно, хотя, руководя белыми фигурами, он не слишком преуспел в дебюте, но затем, воспользовавшись недочетами соперника, выиграл партию. После чего Левону достаточно было не проиграть черными фигурами, и ходу к тридцатому эта задача казалась в целом им выполненной. Позиция была полностью заблокирована, исключая как будто бы любые попытки сторон сыграть на победу. Помимо прочего Аронян имел в этот момент заметно больше времени. Однако ничья была для Каруаны равносильна поражению, в связи с чем он решился на отчаянный прорыв, неожиданно увенчавшийся успехом. Соперник несколько раз ошибся, но поскольку гроссмейстерам приходилось разыгрывать сложнейшую позицию на висячих флажках, было бы несправедливо критиковать их за далеко не безупречную игру.

Так или иначе, но на 93-м ходу Аронян потерпел поражение, а после того как он уступил белыми в первой блицпартии с контролем времени 3+2, стало снова казаться, что все в этом матче решено. Но, как мы отмечали, в шахматах всегда остается место для маленьких чудес. И хотя в следующей блицпартии, умело воспользовавшись стремлением соперника во что бы то ни стало обострить борьбу, Каруана добился выигрышной позиции, он зачем-то решил после этого провести эффектную выигрывающую комбинацию. У комбинации нашлось не слишком сложное опровержение...

Счет снова стал равным, а окончательную точку должен был поставить так называемый армагеддон – решающая партия, которую игравший белыми Каруана, имея пять минут против четырех у соперника, обязан был непременно выигрывать. Но в этом поединке Аронян действовал намного увереннее оппонента и даже перевыполнил план, одержав победу.

Нечто весьма схожее в психологическом отношении происходило и на тай-брейке финального матча основной сетки, в котором Хикару Накамура обыграл с общим счетом 4:2 Уэсли Со. Наиболее драматичной выдалась первая партия перебоя, которую – до поры до времени – Со вел практически безупречно, но затем начал ошибаться и не только не выиграл ее, но даже проиграл, поставив в ничейной позиции (с помощью поистине безумной жертвы ладьи) провальную для себя точку. После чего отыгрался, выиграв черными по заказу следующую партию. А на вопрос, отчего так ошибаются выдающиеся гроссмейстеры, мы можем ответить разве что известной футбольной аналогией, в рамках которой блестящий форвард, обыгравший с помощью невероятных финтов нескольких защитников и ворвавшийся благодаря этому в штрафную площадь, не попадает с нескольких метров в пустые ворота...

Короче, во всем случившемся просматривается психологическая составляющая, замешанная на крайнем утомлении и запредельном напряжении борьбы. Помимо прочего, не стоит забывать и о том, что блиц есть блиц! Впрочем, к армагеддону в этом матче прибегать так и не пришлось, поскольку Накамура в отличие от своего соперника смог восстановить хладнокровие и выиграть обе блицпартии с контролем времени 3+2.

В плане общего спортивного расклада это означает, что в ночь с четверга на пятницу – поздним вечером и ранней ночью по московскому времени – будет проведен лишь один матч, в котором Левон Аронян и Уэсли Со поспорят за право сразиться с Хикару Накамурой в решающем поединке за Кубок США. Мы же можем лишь констатировать, что при всей лотерейности формулы, по которой проводится это соревнование, происходящие на нем события дарят любителям шахмат поистине незабываемые впечатления. 


Читайте также


В Сент-Луисе начались сражения за Кубок Америки

В Сент-Луисе начались сражения за Кубок Америки

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

В рамках одной игровой сессии чередуются обычные и быстрые шахматы

0
2081
Гроссмейстеры решили играть "со звоном"

Гроссмейстеры решили играть "со звоном"

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

Сражения в Сети проходят с ничем не ограниченной свободой слова

0
2468
Финал супертурнира по шахматам Фишера обошелся без сенсаций

Финал супертурнира по шахматам Фишера обошелся без сенсаций

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

В решающем матче Магнус Карлсен победил Фабиано Каруану

0
3037
В финале супертурнира по шахматам Фишера сойдутся Карлсен и Каруана

В финале супертурнира по шахматам Фишера сойдутся Карлсен и Каруана

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

Необычное соревнование восьми гроссмейстеров близко к развязке

0
3195

Другие новости