0
6749
Газета Кино Интернет-версия

27.09.2018 18:09:00

Сделано с юмором

Фестиваль "Движение" открылся фильмом Михаила Идова

Тэги: кино, фестиваль, идов, дебют


кино, фестиваль, идов, дебют Кадр из фильма

Проходящий в Омске в шестой раз кинофестиваль дебютов начался с показа первой режиссерской работы писателя и сценариста («Оптимисты», «Лето») Михаила Идова. Главную роль в картине «Юморист» играет Алексей Агранович, не дебютант, но, очевидно, одно из главных открытий этого смотра.

Борис Аркадьев (Агранович) – звезда эстрады 80-х, заслуженный и любимый всеми, от простых зрителей до власти, артист. Таких, как он, называют сатириками - формально, ведь никакой присущей этому жанру остроты, тем более политической, в его выступлениях нет, да и быть не может, все-таки придворный юморист. Даже в безобидном монологе про обезьянку, который Аркадьева просят читать снова и снова, придуманное им отчество зверька – Ильич – попросили по понятным причинам изменить. В большой квартире, где обитают жена (Алиса Хазанова) и двое его детей, Аркадьев бывает редко – стоит вернуться с гастролей, а у дверей уже ждут сотрудники КГБ, чтобы увезти на очередное закрытое выступление к какому-нибудь генералу, рассказывать про обезьянку Артура Ильича, то есть Ивановича.

Измученный работой и «нарзаном» (а как не пить за здоровье генералов?) Аркадьев болеет и чаще задумывается, что все достигнутое им – обман и самообман, а его личное благополучие такое же мнимое, как благополучие страны в эпоху застоя. И хочет он говорить и писать о другом – остается решить, может ли. Ругаясь с сыном-подростком, уже шагнувшим одеждой, музыкальными пристрастиями и взглядами в перестройку, смотря по телевизору записи выступлений Эдди Мерфи, беседуя со своим директором, посмеявшимся над новым монологом, но запретившим «обкатывать» его на зрителях – сначала опубликуем, утвердим, согласуем, а уж потом… - убедившись на собственном опыте, что даже про основу-основ, про космос, людям не все договаривают, Аркадьев внутренне, сам того до конца не осознавая, готовится совершить свою маленькую революцию.

Опорными пунктами и сценария, и фильма становятся две выдающиеся сцены – в одной Аркадьев беседует с космонавтом, про полет которого будут нещадно врать с экранов телевизоров, во второй «выступает» в бане, построенной, возможно, на месте церкви. Выступает, выйдя из многодневного запоя, как закуска к водочке, которую пьют его высокопоставленные слушатели. В фильме пошутят, что водка и космос - основа государства российского. Трудно поспорить, глядя, куда приводит и то, и другое героя Аграновича.

Михаил Идов, не только снявший «Юмориста», но и написавший к нему сценарий, не первый раз обращается к одной из ушедших эпох – кажется, чтобы показать, как ничто в этой стране не проходит бесследно, а то и вовсе не уходит, не меняется. И в этом смысле «Юморист» - история самая, пожалуй, показательная, местами даже чересчур наглядная, и формально (в самом финале действие на секунду переносится в 2018 год), и по смыслу трагически тесно связывающая дела давно минувших дней с сегодняшними событиями.

Придуманный им Борис Аркадьев – персонаж хоть и вымышленный, но, если подумать, имеющий реальный (а то и не один) прототип, - и герой своего времени, и одновременно тот, кто в это время никак не вписывается. Постепенно, по ходу действия картины, он вырастает из человека советского, привыкшего жить под неусыпным контролем «большого брата» и смирением и молчанием благодарить судьбу и государство за дарованную сытую и спокойную жизнь, в сознательного гражданина, осознанно бросающего себя на амбразуру во имя спокойствия уже внутреннего, куда более ценного, - а то и какой-то высшей цели. И кто ж знает, что все, может быть, тщетно.

Несмотря на наличие очень стройного сценария и хорошо подобранного актерского состава (в эпизодах – уже упомянутая Алиса Хазанова, Юрий Колокольников, Полина и Юлия Ауг, Ольга Дибцева), самое сильное звено «Юмориста» - Алексей Агранович. Играющий что-то очень личное и в то же время универсальное, порой даже без слов, глазами, движением тела. В его Аркадьеве столько понятной любому из нас архетипичной, родом не только из советского кино, но и из русской литературы, болезненной неприкаянности, что даже тем зрителям, кто не помнит, а то и вовсе еще не родился в то время, объяснять не нужно – это, пожалуй, часть сознания, генетическая память, корень всех наших бед. Все понимаем, а сделать все еще ничего не можем. И надо отдать должное Идову, чья режиссура проигрывает его же сценарию, хотя бы в том, как именно он показывает Алексея Аграновича, сколько внимания, времени и крупных планов отдает ему и насколько, очевидно, доверяет его способности сыграть то, чего ни в сценарии не напишешь, ни словами на съемочной площадке, как режиссер актеру, не скажешь.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Петров проигрывает "Стрельцову"

Петров проигрывает "Стрельцову"

Наталия Григорьева

В российский прокат выходит еще один фильм про отечественный футбол, на этот раз снятый Ильей Учителем

0
654
Кино  N.I.C.E. Фестиваль нового итальянского кино

Кино N.I.C.E. Фестиваль нового итальянского кино

0
226
Армандо Ианнуччи: "Запрещать что-либо – это очень по-советски"

Армандо Ианнуччи: "Запрещать что-либо – это очень по-советски"

Наталия Григорьева

Британский режиссер рассказал, что не ожидал отмены проката своего фильма "Смерть Сталина" в России

0
865
Юлия Пересильд: "Не понимаю, почему искусство должно быть модным"

Юлия Пересильд: "Не понимаю, почему искусство должно быть модным"

Наталия Григорьева

Актриса рассказала "НГ" о работе над фильмом Анны Меликян, в котором снималась вместе с Викторией Исаковой и Константином Хабенским

0
1405

Другие новости

Загрузка...