![]() |
![]() |
![]() |
Михаил Бродский. |
- МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ, почему организация, лидером которой вы являетесь, названа "Яблоко", ведь в России уже давно существует политическая партия с аналогичным названием?
- На Украине не было политической партии, которая бы в своей деятельности руководствовалась правыми идеями. Когда я ушел из бизнеса в политику, пришел в РУХ. Однако национальные патриоты не могут быть правыми, они левые. Когда украинские националисты не попали в парламент, РУХ оказался крайней националистической партией. Партию "Реформы и порядок" засосало туда же: их лидеры превратились в антисемитов и националистов. Мы не могли себя назвать либералами после того, как в России Владимир Жириновский назвал себя либералом. Из российских политических партий нам ближе всего "ЯБЛОКО" во главе с Григорием Явлинским, но это совсем не значит, что мы в программе своей партии повторяем ценности российского тезки. Мы провели съезд, наши партийные организации имеются во всех регионах Украины. К нам идут предприниматели, ученые, врачи, кстати, больше русскоговорящие. Мы провели маркетинговое исследование - доход больше у тех украинских граждан, кто больше смотрит российское телевидение. Не скрою, что имидж российского "ЯБЛОКА" нам помог.
- Каковы экономические постулаты украинского "Яблока"?
- Прежде всего собственность на землю. Земля - это товар. Мы взяли в качестве лозунга нашей партии слова Витте "капитал, знания, предприимчивость", с которыми он в России начал строить капитализм. Мы за приватизацию, вместе с тем за открытость, публичность власти. Приватизация должна происходить за деньги на открытых аукционах; власть должна бюджетом пользоваться открыто. Народ должен знать, чем занимается власть. Мы за рынок, частную собственность, за либеральную экономику, за свободную конкуренцию.
- Но в программах многих украинских политических партий есть такие декларации.
- Может быть, но ни одна правая партия сегодня не находится в оппозиции к партии власти. Мы открыто заявляем, что нарушение Конституции, решение политических проблем силовым путем, не подконтрольность силовых министерств парламенту, да и правительству, назначение высоких чиновников по принципу личной преданности, перетекание власти к теневым фигурам ведет к уничтожению украинской государственности.
- Означает ли это, что к нынешнему правительству Виктора Ющенко "Яблоко" находится в оппозиции?
- Правительство Виктора Ющенко сформировано недемократично, если есть в парламенте коалиционное большинство, то оно должно быть пропорционально представлено в правительстве.
- Но, вероятно, если бы вы были премьером, тоже набирали бы свою команду?
- Тогда президент Украины был бы и премьером, как в США. А наш премьер назначается и при согласии парламента, значит, парламент также берет на себя ответственность за ситуацию в стране, делегируя в правительство профессионалов-депутатов. Сегодня мы живем на 60-70% по законам советского времени. Большинство всех законопроектов, направляемых в парламент, приходит не от депутатов, а из правительства. И наши представители в правительстве должны нарабатывать законы, посредством маркетинга и менеджмента добиться управленческого согласия во всех структурах власти, в обществе в целом.
- Существует мнение, что украинская политическая элита формировалась с "чистого листа" и меньше зависела от советских номенклатурных традиций.
- Во-первых, раньше вся украинская элита - ученые, музыканты, политики, - для того чтобы реализовать свой потенциал, уезжала в Москву, в Россию. Сегодня этот центр переместился в Киев. Во-вторых, среди нашей элиты возникла внутривидовая конкуренция. Правда, не такая, как в Москве, но когда с "чистого листа" - легче конкурировать, больше поле деятельности, все зависит только от тебя.
- У украинского истеблишмента есть комплекс неполноценности по отношению к российской элите?
- Абсолютно никакого комплекса нет. Я политик с опытом предпринимателя, смотрю на все совершенно по-другому. В бизнесе в отличие от политики люди ответственные, они научились отвечать и требовать ответа. Для того чтобы у политических лидеров возникло чувство ответственности, надо, чтобы их избирали. Губернаторы на Украине должны избираться, как в России. Но пока это невозможно: вместе с Конституцией нужно менять и менталитет украинцев. Мы сторонники однопалатного парламента - власть должна быть парламентско-президентская, а не наоборот. В этом плане Украина пошла дальше России. В РФ губернаторов избирают, но президентская власть намного сильнее, чем на Украине. Формирование парламентского большинства - это новый этап в развитии Украины. Для этого нужны свободные, открытые выборы. На Украине нет раскрученных политиков и общественных деятелей, потому что СМИ не свободны в своих оценках.
- В России у каждого олигарха есть свои подконтрольные ему СМИ. Есть ли такое явление на Украине?
- Есть. Ведь это единственный путь к демократии и свободе слова. Однако нельзя продекларировать демократию и ожидать, что наступят иные времена. К этому на Украине никто не готов - ни люди, ни элита, ни журналисты. На Украине пошли другим путем - распределили СМИ между кланами. Кстати, клан - это нормальное слово, позаимствованное в Шотландии, - семья, группа интересов. Это и есть свобода слова: кто хочет узнать всю правду, покупает пять-шесть газет, принадлежащих разным группам влияния, которые друг о друге всю правду пишут.
- В России говорят, что политически Украина отстает от России на 3-5 лет?
- Украина догнала Россию, даже пытается ее обогнать. У нас в парламенте правое большинство. Политические процессы на Украине идут более быстрыми темпами, чем в России.
- В Москве считают, что Украина сегодня ориентирована на западный вектор и идет сворачивание всяких отношений с Россией, чтобы освободиться от имперских объятий. Управляем ли этот процесс?
- Это объективный экономический процесс. Если на Украину приезжает гораздо больше бизнесменов с Запада, чем из России, конечно же, товарооборот направляется в основном западными партнерами. Они приезжают и предлагают свои мощности, технологии, находят продукцию, которая их устраивает. На Украине, как и в России, дешевая рабочая сила и одинаковая технология, поэтому России невыгодно сотрудничать с Украиной.
- Многие украинские чиновники выступают против того, чтобы Россия вкладывала деньги в украинскую промышленность.
- Инвестиции не имеют национальности, деньги не пахнут. Лучше пусть россияне приходят на украинский рынок, чем, к примеру, японцы или немцы.
- Что разъединяет и что объединяет национальные элиты Украины и России?
- Нежелание общаться. Не вижу глобальных расхождений. Никто из нашей партии не встречался с российскими коллегами. Наш представитель был в штаб-квартире Григория Явлинского, правда, разговаривал лишь с Алексеем Арбатовым.
- Есть ли у украинского "Яблока" будущее?
- Есть. Мы рассматриваем "Яблоко" как серьезный фрукт, даже больше - это скорее образ мышления и жизни.
Киев