0
844
Газета СНГ Интернет-версия

11.04.2000 00:00:00

Победа здравого смысла

Тэги: Грузия


ОФИЦИАЛЬНО на выборах, как и пять лет назад, уверенно победил действующий президент Эдуард Шеварднадзе. Однако есть основания считать, что это не только выигрыш Шеварднадзе, а еще и победа сил, выступающих за восстановление грузинской государственности, а также сторонников нормализации отношений с Россией.

Политическая карта современной Грузии уникальна для постсоветского пространства. Кроме собственно грузинских регионов, в которых, по меркам СНГ, действуют вполне демократические принципы, на территории республики обосновались еще и византийский режим в Аджарии, и абхазская военная диктатура, и некое подобие анархистской вольницы в Южной Осетии. Такая пестрота доставляла немало хлопот руководителям небольшого государства. Попытки силового усмирения мятежных регионов результата не дали, а переговоры о статусе этих территорий, казалось, будут длиться вечно.

Особенно вызывающе вела себя Аджария. Ее лидер Аслан Абашидзе вступил в "особые" отношения с командованием расположенной в Батуми российской мотострелковой дивизии, что позволило ему вести довольно независимую политику по отношению к метрополии. Достаточно сказать, что в прошлом году Верховный Совет Аджарии демонстративно проигнорировал указ президента Грузии о помиловании Тенгиза Асанидзе, экс-мэра Батуми, осужденного за экономические преступления. Асанидзе зарегистрировался в качестве кандидата в президенты, но не был выпущен из тюрьмы даже на период предвыборной кампании. Сам Аслан Абашидзе, будучи в альянсе с одним из фаворитов выборной гонки, бывшим первым секретарем компартии Грузии Джумбером Патиашвили, тоже выдвинулся кандидатом. Однако первый звонок для этого внешне перспективного тандема прозвучал еще на прошлогодних парламентских выборах, где оппозиционеры потерпели неудачу, получив явное меньшинство. Реванш они рассчитывали взять на выборах президента. Расчет оппозиционного дуэта был прост: за счет распыления голосов дойти до второго тура и там уже объединить сторонников в пользу лидера тандема.

Но тут пошли осечки. Рейтинг Абашидзе после неудачи на парламентских выборах так и не поднялся выше семи процентов. А не в меру ретивые сторонники Патиашвили в пылу борьбы обвинили действующего президента в организации апрельского кровавого разгона митинга в 1989 году и тут же нарвались на ответный удар. В Грузию доставили и обнародовали ранее закрытые документы по расследованию событий 9 апреля, из которых следовало, что главным виновником трагедии являлся как раз Джумбер Патиашвили, в свое время очень умело представивший таковыми Москву и Советскую Армию. После публикации документов исход выборов был предрешен - голосовать за виновника национальной трагедии, который к тому же пытается трагедией спекулировать, отказался даже протестный электорат, который потенциально считался основной опорой Патиашвили. А так как остальные соперники Шеварднадзе агитацию практически не вели и были избирателям абсолютно неизвестны, результат голосования вполне объясним: по предварительным данным, за Джумбера Патиашвили проголосовали 18,7%. Другие кандидаты набрали менее 1% голосов.

Предчувствуя подобный исход, Абашидзе сломался и снял свою кандидатуру буквально за сутки до выборов, причем не призвал своих сторонников отдать голоса Патиашвили. Из чего журналистами тут же был сделан вывод об окончательном расколе оппозиционного тандема. Любопытно, что снять свою кандидатуру в последний момент попытался и его "заклятый друг" Тенгиз Асанидзе, однако из-за тюремного бюрократизма опоздал с заявлением на десять минут, и ЦИК его кандидатуру не снял.

Что же касается Абашидзе, то он с достоинством принял свое поражение и пошел на переговоры с Тбилиси о разграничении полномочий. То есть Аджария возвращается в конституционное поле Грузии. Это будет первым прецедентом и недвусмысленным сигналом для Абхазии и Южной Осетии. Тем более что еще более внушительный сигнал уже поступил из-за Кавказского хребта. Новый российский президент, взяв ответственность за операцию в Чечне, дал ясно понять, что с сепаратизмом мириться не намерен. А это значит, что Абхазии и Южной Осетии вряд ли придется рассчитывать на военную помощь Москвы в случае конфликта с Тбилиси.

Кроме того, опубликование документов об апрельской трагедии заметно реабилитировало Москву в глазах грузин. Так что выборы, если политики вовремя сумеют воспользоваться их результатами, могут привести к восстановлению дружественных отношений между Грузией и Россией, а возможно, и к стратегическому партнерству.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1791
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4359
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2389
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2720

Другие новости