0
1318
Газета СНГ Интернет-версия

27.10.2000 00:00:00

Россия в содружестве и вне него

Тэги: СНГ


В ПОСЛЕДНИЙ месяц - после саммитов в Астане и Бишкеке - только и разговоров, что о наступлении переломного момента в жизни Содружества. Речь, вполне возможно, идет о самом существовании СНГ, по крайней мере в его традиционной форме. Когда Владимиру Путину задали вопрос об угрозе развала Содружества в связи с созданием ЕврАзЭС и новыми документами, подписанными в ходе заседания Совета коллективной безопасности, он сказал что-то типа: "СНГ в том виде, в котором оно сейчас существует, уже ничего не угрожает". Все это, разумеется, заставило активизироваться политиков и политологов, озабоченных проблемами конфедерации. Не случайно один из известных экспертов в этой сфере, директор Института стран СНГ Константин Затулин на днях специально созвал журналистов, с которыми поделился своей оценкой возможностей России переустроить постсоветское пространство.

Господин Затулин выразил мнение, что со сменой власти в России СНГ вступает в новый этап своего существования: "Россия Путина пытается проявить прагматизм в отношениях с новым зарубежьем, основывать эту политику на основе собственных национальных интересов".

Не пытаясь усомниться в том, что новые люди у руля российской власти правильно понимают национальные интересы и правильно реализуют новую политику Путина, г-н Затулин высказал свое мнение о ее "правильности". Он убежден, что оба лагеря, образовавшихся на территории Содружества, - ЕврАзЭС и ГУУАМ - не являются самодостаточными с точки зрения перспектив развития входящих в них государств. Все они в той или иной степени пытаются заручиться поддержкой извне. Однако если Россия и примкнувшие к ней государства в большей степени склонны искать ответы на свои проблемы и трудности в опоре на собственные силы, то ГУУАМ не скрывает своей прозападной ориентации. Директор Института стран СНГ напомнил, что о превращении ГУУАМа из виртуального в реальный союз было широко объявлено во время "Саммита тысячелетия" в Нью-Йорке, и место, по его мнению, было выбрано не случайно.

Раскритиковав "конкурирующую фирму", г-н Затулин последовательно разъяснил свою точку зрения на перспективы отношений Москвы с государствами Центральной Азии, Закавказья, а также с Киевом и Минском. По мнению директора Института стран СНГ, системообразующим фактором для лагеря сторонников России в Средней Азии и на Кавказе является стремление найти защиту от внешней угрозы, прежде всего - перспективы дестабилизации в случае продолжения наступления талибов на север. Именно их наступление помогло быстрейшему решению вопроса о подключении Таджикистана и Киргизии, а также Казахстана к ЕврАзЭС. Кстати, что касается Казахстана, Затулин выразил мнение, что Москва долго колебалась при выборе своего стратегического союзника в Средней Азии: Астана или Ташкент?

Директор Института стран СНГ призвал не обольщаться: "Узбекистан далеко не демократическое государство, как и все новые независимые государства Средней Азии. Однако в пользу Ташкента говорило то, что в отношениях с Россией у него не было столько конфликтных, раздражающих тем. Наличие в Узбекистане довольно большого количества русских все же не идет ни в какое сравнение с сегодняшней этнодемографической ситуацией в соседнем Казахстане, где казахстанская и неказахстанская общины почти равновелики. В Узбекистане даже в советские времена было не более 1,5 миллиона русских".

Ответ на вопрос о том, кто является главным партнером России в Средней Азии, был дан самим руководством Узбекистана. Если 8 сентября Ислам Каримов, выступая в ООН, говорил об опасности сепаратизма, агрессивного фундаментализма, о талибской угрозе, то уже 22 сентября на "Саммите тысячелетия" он сказал, что необходимо учесть влияние и возможности талибов, пойти на договоренности с ними. "Оппозиционирование по отношению к талибам" и стало, как кажется Затулину, основой для окончательного решения - Казахстан участвует в ЕврАзЭС и ДКБ, Узбекистан не участвует ни там, ни здесь. И тем не менее Узбекистан остается, по всей вероятности, перспективным партнером России, но на двусторонней, а не на многосторонней основе.

Говоря о Коллективных силах быстрого развертывания, решение о создании которых было принято в ходе Бишкекского саммита государств - участников ДКБ, Затулин положительно отозвался о том, что "первую скрипку" в них будут играть российские Вооруженные силы. "Любые попытки разыграть другую схему и сказать, что интересы обороны в силах государств этого региона, обречены на провал", - сказал директор Института СНГ, мотивировав свою позицию хрупкостью границ между центральноазиатскими государствами, которые, по сути, являются не историческими, а бывшими советскими административными, и в случае продвижения талибов на север "возобновятся все распри". Если мы уйдем оттуда, то столкнемся с необходимостью воевать на своих границах, а не обороняться на дальних подступах. Кроме того, именно русские в случае начала боевых действий станут первыми беженцами.

Что касается выбора союзника в Закавказье, то в последнее время, по данным Затулина, в России проявлялись колебания в выборе между Арменией и Азербайджаном. "Часть российской элиты была увлечена нефтяными проектами. Это соответствовало интересам Гейдара Алиева, поскольку в Азербайджане грядет смена власти и Баку хотел обеспечить по крайней мере нейтралитет и невмешательство России в деликатный и хрупкий процесс передачи власти. Однако никакая экономика и конъюнктурные мотивы не могут отменить геополитических реалий". Именно этим Затулин объясняет тот факт, что среди участников ДКБ присутствует Армения и не присутствует Азербайджан.

Негативно отозвавшись о начавшемся процессе вывода российских военных баз с территории Грузии, г-н Затулин назвал "одной из последних глупостей Ельцина" участие в Стамбульском саммите, решения которого обусловили потерю позиций России в Грузии и Приднестровье. "Мы не должны рисковать своим влиянием в Закавказье, идя на поводу у руководства Грузии, которое не контролирует ситуации на всей территории бывшей ГССР. Очевидно, что вывод российской базы из Батуми предрешит судьбу председателя Верховного совета Аджарии Аслана Абашидзе", - полагает Затулин.

Коснулся он и еще одной злободневной для судьбы СНГ темы - выхода РФ из Бишкекского соглашения, выразив мнение, что визовый режим все-таки будет введен с Азербайджаном и Грузией, хотя это и осложнит жизнь жителей Карабаха, Южной Осетии, Абхазии, а также Приднестровья, которым придется ездить в столицы метрополий для получения виз. Хотя люди, живущие по законам Цхинвали и Сухуми, нашли выход из положения - многие уже имеют двойное (грузинское и российское) гражданство.

Будут ли вводиться визы с Украиной, Затулин не сказал, отметив, правда, что, несмотря на все встречи и очередные заверения в дружбе и стратегическом партнерстве, отношения с Украиной остаются главной проблемой для России. Замена прозападного министра иностранных дел Бориса Тарасюка на более пророссийского Анатолия Зленко в разгар интенсивных переговоров о судьбе долгов и газопроводов означает, по мнению Затулина, что "Москве удалось спустить Киев с небес на землю". Однако перелома в отношениях с Украиной нет, и он вряд ли в ближайшее время наступит.

Еще одним важным направлением российской, теперь уже не только внешней политики, по мнению директора Института стран СНГ, является форсированное строительство Союзного государства с Белоруссией. Он полагает, что подлинного понимания всей срочности этой работы нет ни в Москве, ни в Минске: администрация, к примеру, более чем на полгода затормозила внесение в Госдуму законопроекта о выборах Союзного парламента. Наиболее ярко запущенность всей работы по созданию Союзного государства характеризует деятельность Павла Бородина - "завхоза по менталитету и стилю работы на посту госсекретаря этого объединения". Вместо формирования дееспособных союзных структур и выработки общего внешне- и внутриполитического курса бывший управделами озабочен проблемами спасения собственной репутации и развлекает публику маниловскими прожектами вроде строительства Парламентского центра в Санкт-Петербурге и привлечения 500-600 западных инвесторов к прорубанию окна в Европу через Белоруссию. Тем временем внешние противники объединения Москвы и Минска начали реализовывать в отношении Белоруссии "югославский сценарий", пытаясь слепить из Лукашенко Милошевича. Итоги последних парламентских выборов в Белоруссии свидетельствуют, что последовательная линия Запада начинает приносить свои плоды.

По мнению Затулина, все происходящее сегодня на постсоветском пространстве свидетельствует о том, что для России наступила новая эпоха не только во внутренних делах, но и во внешней политике. Эта политика становится осознанной, имеющей понятные цели и ориентиры. К сожалению, ее исполнителями по-прежнему являются те же люди, которые привели к необходимости нового курса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
966
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1202
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
575
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
396

Другие новости