0
2982
Газета СНГ Печатная версия

19.03.2019 19:06:00

Ашхабад рассчитывает на политическую поддержку Бахрейна

Королю Хамаду Бин Иса аль Халифу посоветовали не вкладываться в проект TAPI

Тэги: бахрейн, король, туркменистан, газопровод, tapi


бахрейн, король, туркменистан, газопровод, tapi Хамад Бин Иса аль Халиф орден от Гурбангулы Бердымухамедова принял, но инвестиции не обещал. Фото с сайта www.bna.bh

Король Бахрейна Хамад Бин Иса аль Халиф посетил Ашхабад. После переговоров президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов наградил его величество орденом Bitaraplyk («Нейтралитет») и пригласил бахрейнские компании участвовать в строительстве газопровода TAPI (Тукрменстан–Афганистан–Пакистан–Индия). Визит короля прошел на фоне обострения ситуации в приграничных с Туркменистаном районах Афганистана.

Орден Bitaraplyk стал единственным видимым результатом визита короля Бахрейна в Туркменистан. С остальным сложнее. Сплошные меморандумы о взаимопонимании в самых разных областях – в частности, в сфере транспорта, электроэнергетики, культуры, спорта, туризма и даже о взаимопонимании по делам женщин. И один договор, правда, довольно важный – о безвизовом режиме для обладателей дипломатических, служебных и специальных паспортов.

«Зияющая пустота, в которой, словно в черной дыре, без следа исчезли хитрейшие маневры Аркадага – покровителя всех туркмен, президента Бердымухамедова, всячески склонявшего короля Бахрейна к разговору о главном – о финансовых вливаниях в экономику Туркменистана. Разумеется, не просто так, а в обмен на участие в различных совместных проектах, в частности – в ставшем эпическим TAPI, в целом – в газовом комплексе Туркменистана. Но при одном условии – деньги Ашхабаду нужно получить уже сейчас. А детали проектов и степень участия в них Бахрейна можно решить позже. Например, в рамках совместной туркмено-бахрейнской рабочей группы, о создании которой стороны договорились в конце февраля нынешнего года, в ходе визита в Ашхабад Ахмеда Аль-Шаряна, председателя совета директоров «королевского кошелька», компании Gulf Petrochemical Industries Company (GPIC)», – сказал «НГ» заместитель генерального директора Центра стратегических оценок и прогнозов Игорь Панкратенко.

По мнению эксперта, что аль Халиф, что его многочисленные родственники, которым и принадлежит экономика Бахрейна, к принципу «утром – деньги, вечером – стулья», то есть к получению в будущем долей в проектах и некоторых туркменских месторождениях, отнеслись безо всякого понимания. «Предложения Ашхабада им, безусловно, интересны – и переработка нефти, и газохимия, и электроэнергетика, и даже TAPI. Более того, во что-то они совершенно определенно готовы вложиться. Но не сейчас и не в полном объеме. И лучше всего поступить наоборот, то есть «стулья – утром, а деньги потом». Но с этим, в свою очередь, не согласен Ашхабад. Сколько продлится это «перетягивание каната» – никому не известно, даже договаривающимся сторонам. Но в том, что определенные договоренности об участии Бахрейна в туркменских газовых проектах будут достигнуты, сомневаться не приходится. Задержка здесь лишь в цене, а это такой вопрос, который спешки не любит. Поэтому и визит короля, и полученный орден – это только начало», – считает Панкратенко.

Впрочем, визит короля Бахрейна – не первый контакт туркменских властей с властями монархий Персидского залива. «Бахрейн фактически – последняя «инстанция» в этом регионе, которая еще не отказала Туркменистану в кредитах, а именно они являются конечной целью всех дипломатических потуг – как министра иностранных дел Туркменистана Рашида Мередова, так и лично президента Бердымухамедова», – сказал «НГ» туркменский эксперт Сердар Айтаков.

Ашхабад еще в прошлом году отрапортовал, что свой участок TAPI он уже построил. В конце минувшего года якобы началось строительство афганского участка. Пакистан планирует начать работы в этом году. Реализация проекта оценивается в 10 млрд долл. При этом речь идет лишь о прокладке трубопровода, без учета затрат на инфраструктурные объекты, которые, по мнению экспертов, могут потребовать еще 15 млрд долл. Однако таких денег у Туркменистана нет. Оператор проекта «Туркменгаз» имеет 85% акций в строительном консорциуме TAPI Pipeline Company. Он должен привлечь финансирование в размере своей доли, то есть 8,5 млрд долл. Власти Туркменистана смогли выделить лишь 45 млн для строительство 214 км трубопровода на своей территории. Этих денег хватило только на 35 км трубопровода, остальные 179 км ждут своей очереди. О намерении выделить кредиты сообщали Исламский банк, Азиатский банк реконструкции и Саудовская Аравия. Туркменистан ожидает, что Бахрейн не откажет в кредите.

«Для реализации TAPI Туркменистану необходимы не только и не столько кредиты, сколько политическая поддержка, можно даже сказать – «политическая крыша» в полном сленговом смысле 90-х годов». Дело в том, что Индия и Пакистан, куда туркменские власти намерены поставлять свой газ посредством TAPI, являются рынками, в том числе и конкурентными рынками, освоенными другими игроками имеющими планы на дальнейшее расширение присутствия на рынках этих стран. Так, Иран и Пакистан заявили о намерении достроить газопровод «Мир» через порт Гвадар и далее в центральные районы Пакистана. Катар, делящий с Ираном крупнейшее в мире месторождение «Парс», также давно обосновался на энергетическом рынке и уходить не собирается. При этом именно катарские власти часто подозреваются в использовании «неконвенциональных» методов в чисто экономической конкуренции», – отметил Айтаков.

Эксперт напомнил, что визиту короля Бахрейна предшествовало резкое обострение на границе Афганистана с Туркменистаном – как раз в том районе, где должен пройти газопровод TAPI. При этом основным актором событий на границе являются талибы (радикальное движение «Талибан» запрещено в РФ), имеющие главное международное представительство в столице Катара Дохе. «Местные наблюдатели однозначно расценивают это обострение как своего рода послание, нет, даже не туркменским властям, а королю Бахрейна как гипотетическому инвестору TAPI – «не стоит вкладываться в этот проект, чревато». И это далеко не первый случай, когда военные действия в этом районе используются разными игроками в газовых играх. Посмотрим, насколько сами талибы после прихода к власти смогут вести самостоятельную политику в отношении TAPI. И только ли талибы задействованы в этой интриге на территории Афганистана», – сказал в заключение Сердар Айтаков. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Про мой бедный-бедный мюзикл, который так и не вышел

Про мой бедный-бедный мюзикл, который так и не вышел

Игорь Мощицкий

Куплеты короля и котелка, а также марш военизированных фрейлин остались "в столе"

0
5434
Анкара продолжает оказывать давление на Ашхабад

Анкара продолжает оказывать давление на Ашхабад

Виктория Панфилова

Туркменистан шаг за шагом втягивают в союз тюркских стран

0
6380
Турецкий демарш Аркадага

Турецкий демарш Аркадага

Сердар Айтаков

Туркменские власти лавируют между газовыми и политическими интересами крупных игроков

0
11323
Туркменистан близок к своей цели – экспорту газа в Европу

Туркменистан близок к своей цели – экспорту газа в Европу

Виктория Панфилова

На восточном направлении Ашхабад ограничился региональным проектом

0
5110

Другие новости