0
4926
Газета СНГ Интернет-версия

16.02.2025 20:24:00

Туркменский газ пойдет в Турцию через Иран

Ашхабад, Тегеран и Анкара заключили энергетическое соглашение

Тэги: турция, иран, туркменистан, энергетическое соглашение


турция, иран, туркменистан, энергетическое соглашение Посол Турции в Туркменистане Ахмет Демирок рассказал о двустороннем сотрудничестве двух стран.   Фото с сайта www.turkmenistaninfo.gov.tm

Ашхабад и Анкара заключили историческое соглашение о поставках туркменского газа в Турцию через Иран по схеме SWAP-замещения. Посол Турции в Туркменистане Ахмет Демирок объявил об этом на пресс-конференции в Ашхабаде. Февральское соглашение между энергетическими компаниями двух стран предусматривает ежегодную поставку до 2 млрд куб. м газа начиная с 1 марта 2025 года. В будущем планируется нарастить объемы поставок газа до 15 млрд куб. м в год и открыть доступ туркменским энергоресурсам на европейский рынок.

Между Туркменистаном и Турцией намечается заметное потепление после некоторого охлаждения отношений. В центре внимания – впечатляющие достижения в двустороннем сотрудничестве, объемы турецких инвестиций и реализованные проекты. Особое значение придается историческому соглашению о поставках туркменского газа в Турцию по своп-схеме, позволяющей осуществлять поставки без прямого трубопровода, замещая туркменский газ иранским. Посол Турции Ахмет Демирок подчеркнул стратегическую важность этого соглашения для энергетической безопасности Турции и всего региона, назвав его «ключевым элементом региональной энергетической стратегии, укрепляющим как экономические, так и политические связи».

Демирок отметил, что если сегодня приоритет отдается SWAP-поставкам через Иран, то в долгосрочной перспективе Турция рассчитывает на увеличение объемов поставок газа до 15 млрд куб. м и выход туркменских энергоресурсов на европейский рынок. Но это может обеспечить только строительство Транскаспийского газопровода.

По сообщению турецкого издания Sabah, «туркменский газ станет самым дешевым из поставляемых на сегодняшний день в Турцию». «Закупка на первом этапе до конца года 1,3 млрд куб. м газа из Туркменистана позволит покрыть потребности полутора миллионов абонентов в Турции, – указывает Sabah. – Прецедентом для строительства Транскаспийского трубопровода может стать договоренность России и Ирана о прокладке нового газопровода мощностью в 50 млрд куб. м в год по дну Каспия».

Подписанию туркменско-турецкого соглашения предшествовали интенсивные переговоры. В августе 2024 года Ашхабад посетил министр энергетики Турции Алпарслан Байрактар для обсуждения маршрутов поставок газа через Иран и Азербайджан по газопроводу TANAP. Ранее эта схема уже использовалась для транспортировки относительно небольших объемов газа (1,5–1,8 млрд куб. м в год), но была приостановлена в начале 2024 года. В свою очередь, министр иностранных дел Туркменистана Рашид Мередов посетил Анкару с ответным визитом. Параллельно велись переговоры с Ираном. В конце августа 2024 года Тегеран посетил председатель Халк Маслахаты Гурбангулы Бердымухамедов, а в феврале 2025 года Рашид Мередов обсуждал в иранской столице транзит газа по SWAP-схеме. Все эти дипломатические усилия стали кульминацией «исторического соглашения», открывающего новую главу сотрудничества в регионе.

Однако, как сказала «НГ» политолог Кумуш Байриева, туркменский газ ранее уже поставлялся в Турцию и Европу по той же схеме SWAP, но через Азербайджан, но последнему не хватало собственного газа для исполнения обязательств в рамках контрактов по поставкам газа в Европу по трубопроводной системе TANAP. Поставки шли недолго и были прекращены. Так что туркменский газ в Европе уже продавался. Сейчас же поставки лишились одного посредника в лице Азербайджана и еще одного транспортного звена – через Грузию. При этом общий объем поставок, заявленный ныне через Турцию, остается около 2 млрд куб. м в год.

Принцип SWAP, по которому буду осуществляться поставки из Туркменистана в Турцию, также будет использован для поставок туркменского газа в Ирак, порядка 10 млрд куб. м. «Одной из причин, по которой такая схема стала особенно востребована, является тот факт, что север и северо-восток Ирана – энергодефицитные регионы и подвержены сильным холодам с обильными снегопадами. Закупки газа в соседнем Туркменистане являются разумным выходом из положения – забирая газ в этих районах, Иран поставляет другим контрагентам газ на своих западных границах. Развивать собственную транспортировку на север страны, по разным причинам, иранские власти не имели возможности, а с заявленным переносом столицы из Тегерана на юг страны, эти работы еще больше теряют актуальность. Поэтому и было принято решение проводить газификацию за счет поставок из Туркменистана и, в перспективе, из России», – отметила Байриева.

Политолог заметила, что бывшая американская администрация Байдена не возражала против таких газовых проектов с участием Ирана, о чем отдельно заявил бывший посол США Мэтью Стивен Климоу, отвечая на вопрос о применимости санкций к ним (см. «НГ» от 29. 08. 24).

Тогда сообщалось, что Иран и Туркменистан приступили к амбициозному проекту по строительству инфраструктуры – газопровода и трех нагнетающих станций, как на территории Туркменистана, от месторождения «Давлетабад» на иранскую территорию. По итогам визита председателя Халк Маслахаты (парламента) Гурбангулы Бердымухамедова в Тегеран было подписано соглашение, по которому Туркменистан готов поставлять до 45 млрд куб. м газа в год, что является серьезной заявкой на ресурсную базу трубопровода в Турцию и Европу, так как такие объемы для Ирана являются явно избыточными. «И эти планы также не встретили серьезного сопротивления американской администрации того времени, так как вполне ложились в канву стратегии США по переориентации туркменского газа в западном направлении, но в ущерб поставкам в Китай в первую очередь, что было оговорено целым рядом негласных договоренностей между властями Туркменистана и США начиная с 2022 года, что, в свою очередь, сказалось на туркмено-китайских отношениях», – отметила Кумуш Байриева.

По ее словам, у туркменской стороны были достаточно принципиальные требования, а именно – сохранение субъектности при поставках туркменского газа в Европу, без растворения его в «Турецком газовом хабе», и возможности заключения прямых соглашений о поставках газа с европейскими странами напрямую, что и было впоследствии сделано с Австрией и Венгрией, с которыми были заключены «политические» соглашения, отдав на откуп реализацию поставок коммерческим структурам ЕС и Туркменистана. 


Читайте также


Диалог США и Ирана хотят подавить в зародыше

Диалог США и Ирана хотят подавить в зародыше

Игорь Субботин

Израиль не верит в сделку по ядерной программе

0
1346
Правительство Нетаньяху не исключает, что Эрдоган разыграет сирийскую карту

Правительство Нетаньяху не исключает, что Эрдоган разыграет сирийскую карту

Игорь Субботин

Турция может попытаться погасить внутренние беспорядки за счет обострения отношений с Израилем

0
2459
Эрдоган прокладывает дорогу к султанату

Эрдоган прокладывает дорогу к султанату

Игорь Субботин

Суд отправил под стражу мэра Стамбула – главного оппозиционера турецких властей

0
3422
Турция обещает обеспечить доступ туркменских энергоресурсов на мировой рынок

Турция обещает обеспечить доступ туркменских энергоресурсов на мировой рынок

Виктория Панфилова

В Ашхабаде намерены присоединиться к Форуму стран – экспортеров газа

0
3303

Другие новости