Министр информации Марат Марков: «В Белоруссии нет цензуры, но есть «нерекомендованные книги». Фото с сайта www.sb.by
В четверг в Белоруссии прошел очередной «единый день информирования населения». Он пришелся аккурат на следующую дату после Дня народного единства. О его значимости и рассказывали пропагандисты и агитаторы. Большое место на этот раз уделили критике политики Польши в настоящем и прошлом. Важным событием в деле разъяснения населению того, как и что следует понимать, стал также запуск Министерством информации своего рода постоянной «открытой линии» с главой ведомства Маратом Марковым. Отвечая на особенно понравившийся ему вопрос, глава ведомства разъяснил, что в Белоруссии нет цензуры, а есть защита от «ненависти или извращений».
Единый день информирования населения, который прошел в Белоруссии 18 сентября, был посвящен в основном разъяснению важности праздновавшегося накануне Дня народного единства. И поскольку этот праздник приурочен к дате, когда в 1939 году с помощью Красной армии западная часть Белоруссии, находившаяся под властью Польши, была объединена с восточной, немало внимания в пропагандистских материалах уделено политике Варшавы.
Разработки НИИ теории и практики государственного управления Академии управления при президенте традиционно разделены на три методички – для молодежи, для интеллигенции и для работников «предприятий реального сектора экономики».
Наиболее жесткие формулировки содержатся в материалах для интеллигентской аудитории. «Нынешний польский истеблишмент, похоже, считает себя прямым наследником режима Пилсудского. Вплоть до презрения к немцам. Вплоть до лизоблюдства перед англосаксами. Вплоть до бессудного убийства мигрантов, посмевших ступить на польскую землю. Это год за годом подтверждают мечты польских властей о «третьей Речи Посполитой, Балто-Черноморском коллекторе, новой Антанте, возвращении Волыни та Галичины» и прочих глупостях», – указывают создатели методички.
Аудитории разъясняется: «Если вдуматься, то пресловутая «карта поляка», охотно выдаваемая любому белорусу, который готов подтвердить (или купить) свою «польскость», – это есть тавро, которым метят скот. Которое хозяева ставят на свое имущество, пусть даже будущее – а на себя, естественно, не ставят, незачем».
Говорил о Польше в среду вечером и президент на встрече с идеологическим активом, историческим и экспертным сообществом, посвященной Дню народного единства.
«Что бы ни происходило сегодня, мы не считаем ошибкой то, что долгие годы старались жить с соседями в мире, не бросая в лицо неприятные для них исторические факты (ну что тут жалеть об этом). Пока мы думали о дружбе, там из нас делали недочеловеков и откровенных врагов. И в культуре, и в науке, и в средствах массовой информации. В итоге выработали ту политику, которую сегодня имеем», – посетовал глава государства.
Он призвал больше говорить о предыстории похода Красной армии 1939 года, и вот в каком ключе: «Рассказывать, прервав годы молчания, о том, какой тяжелый след оставила польская власть на землях, оторванных от нашей Советской республики».
Впрочем, при таком акценте на государственной исторической политике Лукашенко пока не готов принять некую общую для всех идеологию.
На разговор об этом его спровоцировал вопрос председателя правления республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское общество «Знание» Вадима Гигина, который выразил сомнение в необходимости что-то утверждать президентским указом и предположил, что главное сейчас «сосредоточиться на практических вопросах в идеологической работе».
Президент откликнулся: «Никто с национальной идеей никого давить не будет. Потому что для меня это – вопрос вопросов в идеологии. И я не единожды об этом говорил. Никакого указа никто не подпишет и законотворчеством мы принимать не будем».
И высказался по поводу общей идеи так: «Она просто так не появится – по указу, по требованию. Это исключено. Лучше мы вообще ничего не родим сейчас, в бытность Лукашенко, чем мы лишь бы что сотворим и потом не будем знать, что делать».
Между тем как раз к празднику Мининформ Беларуси начал реализовывать проект, который вполне соответствует сугубо практическому подходу к агитации и пропаганде. Утверждается, что каждый гражданин теперь имеет возможность задать вопрос министру в личных сообщениях, через Telegram-канал ведомства.
Его глава Марат Марков даже уже дал развернутый ответ на приглянувшийся ему вопрос, касавшийся списка «нерекомендованных книг». «Не пора ли предоставить читателям возможность самостоятельно решать, что читать?» – уточнял подписчик канала.
И министр разъяснил, что не пора: «Мы не запрещаем думать, напротив, ограждаем от целенаправленного промывания мозгов. Когда речь идет о защите национального культурного кода и психического здоровья нации, государство не может оставаться в стороне и полагаться лишь на то, что каждый самостоятельно отфильтрует пропаганду насилия, ненависти или извращений».
Марков подчеркнул, что список «нерекомендованных книг» не является проявлением цензуры, это скорее аналог санитарного контроля. Глава Мининформ считает, что разрешение на продажу таких книг будет означать, что государство не только допускает, но и поддерживает распространение сомнительного контента. «Этого допустить нельзя. Беларусь ведь славится своей чистотой», – уверенно подчеркнул министр.