0
2239
Газета Дипкурьер Интернет-версия

02.04.2007 00:00:00

Миротворчество в СНГ как поле противоречий

Александр Скаков

Об авторе: Тамара Семеновна Гузенкова - ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований. Александр Юрьевич Скаков - завотделом СНГ Российского института стратегических исследований.

Тэги: абхазия, осетия, приднестровье, грузия, миротворчество


абхазия, осетия, приднестровье, грузия, миротворчество Свой потенциал миротворцы не реализуют полностью.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Происходящее в последние годы искусственное «размораживание» «замороженных» конфликтов актуализировало проблему миротворчества на постсоветском пространстве. С одной стороны, российские миротворческие операции в Абхазии (под эгидой СНГ), Южной Осетии (в четырехстороннем формате) и Приднестровье считаются успешными, позволившими не только прекратить вооруженные конфликты, но и обеспечить хотя бы частичное возвращение беженцев, снизить криминогенную угрозу, облегчить восстановление инфраструктуры. С другой стороны, все слышнее ропот со стороны Грузии и Молдавии, а также ряда стран Запада, недовольных отсутствием продвижения к «восстановлению территориальной целостности».

Попытки пересмотра формата миротворческих операций на территории СНГ проявляются и в решении о формировании миротворческого батальона ГУАМ, и неоднократных заявлениях Виктора Ющенко о готовности отправить украинские войска в зоны конфликтов на Кавказе, и в проекте резолюции о конфликтах на территории ГУАМ, о предоставленной на 61сессии Генассамблии ООН.

Наиболее активную позицию в этом вопросе занимает Грузия, требующая, согласно постановлениям парламента от 11 октября 2005 года и 18 июля 2006 года, скорейшего прекращения российских миротворческих операций и замены российских миротворцев на международные полицейские силы. Есть еще одна причина, способствующая оживлению интереса к миротворчеству на постсоветском пространстве. По выработанному Минской группой ОБСЕ в 2006 году плану урегулирования нагорнокарабахского конфликта, после вывода армянских войск с контролируемых ими территорий Азербайджана предполагается введение туда миротворческих сил, обеспечивающих функционирование коридора между НКР и Арменией. Соответственно встает вопрос – по какому мандату будут действовать эти силы и какие страны направят туда своих военнослужащих. Очевидно, что многие не хотели бы видеть там российских миротворцев.

Замена миротворцев и интернационализация миротворческой операции стали идефикс Тбилиси. Если вместо россиян в мятежные регионы придут миротворцы НАТО вместе со своими младшими партнерами из ГУАМ, а зона их ответственности будет расширена на всю территорию Абхазии и Южной Осетии, у Грузии появится шанс чужими руками восстановить контроль над отколовшимися автономиями. Думается, на подобную поддержку в разрешении приднестровской проблемы отчасти рассчитывает и Кишинев.

Показательно, что в конце лета – начале осени 2006 года ощутимо изменился подход США к грузино-абхазскому и грузино-осетинскому урегулированию. Посетившие Тбилиси в конце августа 2006 года американские сенаторы Ричард Лугар и Джон Маккейн от имени правительства США высказались за вывод из Грузии российских миротворцев и их замену «нейтральной силой». Можно предположить, что некоторые влиятельные американские круги начали таким образом подталкивать Михаила Саакашвили к размораживанию в первую очередь именно грузино-абхазского конфликта. Кроме того, в заявлении Миссии США в ОБСЕ от 12 августа 2006 года также содержался призыв к размещению на территории Абхазии «международных гражданских сил полиции». Как было сказано, «США уже в течение определенного периода поддерживают принятие такой меры». Во время своего визита в Грузию 30 июля – 1 августа 2006 года заместитель помощника госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Мэтью Брайза заявил о необходимости «размещения международных полицейских соединений, и, возможно, не столько в Кодорском ущелье, сколько в Гальском районе, где существуют аналогичные проблемы с точки зрения криминогенной обстановки, мешающие возвращению перемещенных лиц в свои дома». Правда, Брайза уточнил: международные полицейские силы станут «дополнением» к российским миротворцам, у которых нет мандата на борьбу с преступностью.

Очевидно, руководство Грузии, поддерживаемое достаточно влиятельными кругами в американском руководстве, избрало курс на ликвидацию российского миротворческого присутствия в Абхазии и Южной Осетии. Не исключено, что операция лета 2006 года в Кодорском ущелье была всего лишь хорошо проведенной генеральной репетицией. Новыми целями для Тбилиси в дальнейшем могут стать пункт управления ИнгуриГЭС или Нижняя зона Гальского района.

В случае силовых операций грузинской стороны в Гальском районе и бездействия российских миротворцев неизбежны вооруженные грузино-абхазские столкновения, что будет использовано для дискредитации российской миротворческой операции. Тем не менее, согласно принятому Советом глав государств СНГ мандату миротворцев, они должны «обеспечивать строгое соблюдение прекращения огня, установления мира и предотвращение возобновления военных действий в зоне конфликта путем разъединения вооруженных формирований конфликтующих сторон». Кроме того, в их мандат входит «обеспечение безопасности таких ключевых систем жизнеобеспечения населения, как ИнгуриГЭС и другие». Таким образом, мандат миротворцев позволяет им применять оружие не только для самообороны, но и для разъединения вооруженных формирований противоборствующих сторон, пресечения вооруженных вылазок какой-либо из сторон конфликта, обеспечения безопасности населения. По сути, это мандат операции по «принуждению к миру».

Существует другая проблема. В настоящее время вырабатываются параметры миротворческих операций будущего, при этом понятие миротворчества в его классическом понимании постепенно вытесняется на обочину международного права. Все отчетливей в миротворческих процессах вырисовывается тенденция использовать открытое силовое принуждение, делить мир на зоны ответственности, опираясь на «верные» и дискредитируя «неверные» режимы. Право силы начинает все больше проявлять себя в обеспечении международной безопасности. Тем самым происходит подрыв исключительно важной функции мирового сообщества в лице организаций по обеспечению мира в зонах конфликтов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1304
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3449
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1952
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2246

Другие новости