0
2390
Газета Дипкурьер Интернет-версия

04.02.2008 00:00:00

Алгебра и климатические обязательства России

Тэги: климат, киотский протокол, лес, энергия, идеология


климат, киотский протокол, лес, энергия, идеология Число аномальных гидрометеорологических явлений растет с каждым годом.
Фото Reuters

– Всеволод Валерианович, можно ли назвать успехом последнюю Конференцию ООН по изменению климата?

– Я бы назвал ее промежуточным успехом. На конференции обсуждался большой круг вопросов. Стиль ООН – принятие документов консенсусом. Поэтому многим иногда кажется, что документы ООН выхолощенные и слишком общие. Но, с другой стороны, это единственная площадка, где решения принимаются консенсусом. На конференции было поставлено много принципиально технических задач. По некоторым отмечен прогресс, по другим – продолжаются консультации.

– Вы представляли Российскую Федерацию на встрече министров торговли стран – участниц конференции, которая проходила на полях основного мероприятия. Какую позицию вы отстаивали и удалось ли это сделать?

– Эта встреча носила абсолютно неформальный характер. Организаторы конференции – правительство Индонезии – подчеркивали, что встреча министров торговли проходит не в рамках Конференции ООН, а параллельно с нею. Основной вопрос встречи – необходимо или нет на данном этапе вносить изменения в документы, регулирующие международную торговлю с учетом договоренностей по климату. Принятое решение: пока такие поправки делать не надо, но следует продолжить исследования по влиянию климатических обязательств на торговые отношения.

Известно, что связь между основными документами, регулирующими торговлю внутри ВТО, и климатическими документами, существует. В частности, в Дохийской декларации есть указание, что все торговые соглашения должны содействовать решению вопросов охраны окружающей среды. Нормы ВТО предписывают устранять субсидии, искажающие торговлю, цель – содействие рыночным преобразованиям как инструменту повышения энергоэффективности и снижения нагрузки на климат.

Но пока ввиду неясности климатических договоренностей рано говорить об их возможном влиянии на международную торговлю. Россия еще не член ВТО, а на упомянутой встрече были представители стран, входящих в организацию. Мы заняли рациональную, с нашей точки зрения, позицию: следует подождать и посмотреть, что произойдет в будущем. В пользу такого подхода есть как минимум один серьезный аргумент. Переговоры по климату идут очень сложно. Страны должны взять на себя новые обязательства по сокращению выбросов парниковых газов. Если же втянуть в этот процесс дискуссию по торговым вопросам, мы скорее помешаем, чем поможем климатическим переговорщикам.

– Есть ли понимание у участников встречи министров торговли, что необходимо продолжать такие дискуссии?

– Есть понимание, что надо продолжать исследования по взаимодействию мировой экономики и климатических изменений. Встреча министров торговли скорее обмен мнениями, чем исследовательское мероприятие. По мере необходимости встречаться надо. Лучший формат – консультации на экспертном уровне.

– Какие количественные обязательства по сокращению выбросов могла бы взять на себя Россия после 2012 года?

– Мне этот вопрос задают очень часто. Медийное пространство просит определенности со стороны властных структур: скажите сколько? Ответа нет. Объясню почему. Есть несколько трендов, определяющих формулу обязательств, которая могла бы устроить Россию и другие страны с быстро растущей экономикой – БРИК – Бразилию, Россию, Индию и Китай. На сегодняшний день по электроэнергетике Россия потребляет чуть меньше тысячи гигаватт-часов. Это достаточно высокий уровень энергопотребления на единицу ВВП, и такой показатель обусловлен нашей историей.

Есть два основных фактора, которые будут определять объемы потребления ископаемого топлива, производимого в России.

Первое: Россия в средне- и долгосрочной перспективе продолжит играть лидирующую роль на мировом рынке, и прежде всего на рынках стран – членов Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), по производству товаров и материалов. Уровень передела сырья, конечно, будет меняться. Такую установку дает высшее руководство страны, и это абсолютно понятно и разумно. Производство этой продукции потребует энергии. Чем выше переработка продукции, тем больше энергии требуется. Большинство стран ОЭСР уже полностью освоили свою территорию, таким образом, целиком выработав свои возможности экстенсивного роста. В России же до сих пор не исчерпан фактор экстенсивного роста. Мы строим ВСТО – трубопровод Восточная Сибирь – Тихий океан, развиваем железнодорожное сообщение в Сибири и на Дальнем Востоке, будем строить промышленные центры в данных регионах. Необходимо осваивать месторождения различных полезных ископаемых (не только нефтегазовые), и продавать не чистый металл, а изделия из него.

Второе: насколько эффективно мы используем энергию? Ответ очевиден: энергетическая эффективность в России находится на низком уровне. Если сравнивать конкретные производственные процессы: мы потребляем в два-три раза выше топлива на производство единицы материальной продукции, чем в странах ОЭСР. Для повышения энергоэффективности Минпромэнерго и Минэкономразвития России разрабатывают целый комплекс мер.

Обязательства, которые Россия возьмет на себя, определяются простой экономической формулой: максимально разумная политика в области энергоэффективности при отсутствии ограничений темпов экономического роста, в том числе с учетом факторов экстенсивного развития. Несмотря на то что переговоры по климату идут довольно сложно, как нам кажется, Россия заняла умеренную, центристскую позицию. Мы не примыкаем к ультразеленым, призывающим поставить целевой барьер по ограничению выбросов парниковых газов без учета последствий. Но мы и не присоединяемся к противоположной группе ультракоричневых, противящихся любым ограничениям.

Конкретной цифры обязательств, которые возьмет на себя Россия, в ближайшее время не будет. Переговоры только начались, и окончательная алгебраическая или иная формула будет выработана позднее. Есть определенные индикаторы – снижение общего количества выбросов ПГ к 2020 году до 20–30% от уровня базового 1990 года и 50-процентное сокращение к 2050 году. Эти величины предложены научным сообществом. Они интересны как старт для переговоров.

– Окончательная формула будет отличаться от предложенных учеными индикаторов?

– Она может быть другой. Алгебра позволяет использовать логарифмические, степенные функции, интегралы, дифференциалы и прочее для определения уровня обязательств. Результат может оказаться таким, что мы о нем сейчас даже не догадываемся. Например, удельные выбросы на площадь страны, тренды выбросов от валового внутреннего продукта и другое.

Россия, кроме того, подняла еще один серьезный вопрос, и ее уже поддержали развивающиеся страны, – лес как фактор управления климатом. Полагаю, что эта тема в течение 2008 года найдет отражение во внешних и внутренних инициативах страны. Углекислый газ – важный элемент воздействия на климат, но не только он и не столько он определяет глобальные климатические процессы. Одним из важнейших факторов является лес. Лес как отражающая способность Земли, как фактор, формирующий микроклиматические условия приземного слоя и регулирующий влажность, как один из инструментов инверсионных атмосферных процессов. И управление лесами вносит существенный вклад в управление климатом. Но сегодня этот инструмент практически не используется в международных переговорах. Применяется лишь примитивистская интерпретация лесного фактора исключительно как средства депонирования углерода. Россия выступила с инициативой новой дискуссии с целью признания леса как климатоформирующего фактора. Надеемся, что в этом году мы убедим мировое сообщество в необходимости переоценки данного вопроса.

– При принятии Закона «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата» от 4 ноября 2004 года было заявлено: «Российская Федерация исходит из того, что обязательства, налагаемые протоколом на Российскую Федерацию, будут иметь серьезные последствия для ее экономического и социального развития». В цифровом выражении эти «серьезные последствия для экономического и социального развития» России определены?

– Есть три группы обязательств, проистекающих из Киотского протокола. Во-первых, реализовывать политику мер, предусмотренных положениями Киотского протокола и конвенции. Российская Федерация последовательно делает это. Основа российской политики заключается в сокращении рыночной диспропорции и устранении перекрестного субсидирования в энергосекторе, а также в стимулировании рыночных преобразований. Завершается декомпозиция РАО «ЕЭС», подходит к концу процесс дерегулирования энергетического рынка, начался процесс дерегулирования газового рынка, который завершится в 2011 году. И здесь к России претензий нет.

Вторая группа обязательств связана с созданием системы институтов, которая обеспечит оценку сокращения выбросов ПГ. Третья группа – количественные обязательства о сокращении выбросов. РФ предприняла все необходимые меры, чтобы соблюдать взятые на себя количественные обязательства. На данном этапе последствия участия России в Киотском протоколе для экономики страны позитивные. Но РФ предупредила, что, если последствия станут для нее негативными (что маловероятно в первый период действия протокола – с 2008 по 2012 годы), Россия будет принимать решение о своем дальнейшем участии в протоколе. Неизвестно, будет ли после 2012 года новый протокол с новыми обязательствами либо измененный старый.

Присоединение или неприсоединение к международным договорам обусловлено прежде всего национальными интересами России. У нас нет вынужденных договоров, которые бы приносили нам вред. В этом случае страны денонсируют свое участие. Присоединяясь к Киотскому протоколу, правительство РФ ожидало, что ей этот шаг принесет больше пользы, чем вреда.

– Присоединение России к КП было в том числе результатом давления на Москву со стороны Евросоюза, грозившего в противном случае блокировать заявку РФ в ВТО?

– Нет. Решение по Киотскому протоколу было экономически выверено, принято абсолютно осознанно и без скандалов.

– По данным межправительственной группы экспертов по изменению климата, в последние десятилетия наблюдается быстрое увеличение расходов, связанных с экстремальными явлениями погоды. Какой ущерб в связи с изменением климата несет Россия?

– Росгидромет опубликовал доклад об особенностях климата на территории Российской Федерации, в котором приводятся соответствующие данные.

– Насколько экономически выгодны России механизмы Киотского протокола?

– Сам факт участия России в КП несет больше выгод, чем затрат. Очень часто все выгоды почему-то сводятся только к так называемым механизмам. Хотя выше я упоминал о других, возможно, более важных выгодах. Механизм совместного осуществления – это фактически премия инвестору за выдающиеся результаты в экологизации производства. Сначала проект проходит утверждение в соответствии со статьей 6 КП. К настоящему моменту Минэкономразвития России завершило юридическое оформление необходимых требований для начала реализации механизма ПСО в этом году.

Применение механизмов КП возможно лишь после признания факта, что Россия – страна, соблюдающая свои обязательства по протоколу. Мы очень близки к получению такого статуса в первой половине 2008 года.

– Не могли бы вы перечислить наиболее перспективные проекты в рамках механизма совместного осуществления, которые сейчас проходят утверждение?

– Наши девелоперы подготовили около 60 проектов. Сейчас идет процесс их валидации с привлечением независимых аудиторов. В первом квартале 2008 года некоторые из них будут в полной мере готовы к реализации. Полный перечень проектов вывешен на сайте Климатической конвенции и все желающие могут с ним ознакомиться.

– Вы упоминали, что Минпромэнерго готовит совместно с Минэкономразвития ряд мер, направленных на повышение энергоэффективности. В чем их суть?

– Мы думаем о необходимости разработки мер принуждения и мер поддержки с целью повышения энергоэффективности. В числе первых сигналов о мерах принуждения – недавняя поправка в законопроект об энергетике, стимулирующая интерес к использованию возобновляемых источников энергии. Но прежде чем применять меры принуждения и поддержки, необходимо создать адекватную учетную систему, которая формировала бы реестр энергопотребителей и энергоресурсов, включая технологии по повышению энергоэффективности. Минэкономразвития совместно с Минпромэнерго готовит поправки в закон об энергосбережении. Сейчас еще только анализируется возможность применения мер принуждения, в этом направлении следует быть чрезвычайно осторожными.

Что касается мер поддержки, прежде всего речь идет о содействии формированию адекватной инфраструктуры. Например, это адресная справедливая поддержка в конкурентной борьбе проектов, претендующих на существенное изменение топливного баланса на микроуровне в пользу возобновляемых источников энергии. Сразу оговорюсь, что такая поддержка направлена не на искажение конкурентной среды, а на ее выравнивание.

– Но ведь это предполагает вмешательство государства в конкурентную борьбу...

– Конечно, но государство всегда вмешивается в нашу жизнь. К сожалению, слово «вмешательство» имеет в разговорной речи негативное значение. Лучше было бы использовать слово «влияет». А влиять оно обязано именно для создания добросовестной конкуренции – в данном случае на рынке производителей энергии. И представляется разумным поддержать производителей энергии из возобновляемых энергетических ресурсов – ветра, энергии водного потока, биомассы и других. Выигрывает потребитель энергии, то есть мы с вами.

Другое дело – глобальная конкуренция. Россия уже интегрирована в мировую экономику. От природы у нас есть ресурсы – недра, воды, леса, что позволяет не думать о барьерах развития по ресурсам. Однако конкурентоспособность на мировом рынке определяется эффективностью. Чтобы поддержать наших производителей, государство обязано вмешиваться в международные процессы, создавая в том числе конкурентные преимущества своему бизнесу. Конечно, международное право сильно ограничивает возможности влияния национальных правительств. Однако в рамках разрешенных способов надо сделать все возможное. А о позиции по климатическим переговорам я только что рассказал.

Киотский протокол

Киотский протокол – основной международный документ, направленный на снижение выбросов в атмосферу парниковых газов, которые вызывают изменение климата. Протокол согласован 11 декабря 1997 года на Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в городе Киото (Япония). Документ вступил в силу 16 декабря 2005 года после его ратификации Российской Федерацией. Киотский протокол обязывает своих участников сократить эмиссию парниковых газов за период с 2008 по 2012 год. Конкретные обязательства для каждой страны зафиксированы в приложениях к протоколу. Россия, согласно документу, должна в период с 2008 по 2012 год не превысить объем своих выбросов от уровня базового 1990 года. По утверждению Москвы, это обязательство будет выполнено. США, равно как и Китай и Индия, не присоединились к Киотскому протоколу. В ходе Конференции ООН по изменению климата на Бали в декабре 2007 года была одобрена «дорожная карта», которая должна привести к новому всеобъемлющему соглашению, призванному заменить Киотский протокол после истечения его срока действия в 2012 году.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
678
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
792
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
406
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
279

Другие новости