0
2105
Газета Дипкурьер Интернет-версия

19.01.2009 00:00:00

Приоритет согласия

Алексей Богатуров

Об авторе: Алексей Богатуров - доктор политических наук, профессор, проректор МГИМО МИД России.

Тэги: сша, обама, буш


сша, обама, буш Буш оставил в наследство Обаме две незаконченные войны.
Фото Reuters

Новый президент в США – фигура, роль которой выходит далеко за американские границы. Казавшийся «везунчиком» младший Буш в 2000 году унаследовал от Билла Клинтона страну в почти идеальном состоянии. Но сам он оставил Бараку Обаме только заботы – две незаконченные войны, подорванный бюджет, банкротства, разлаженные отношения с ЕС и Россией, брожение американцев, напуганных собственной неспособностью платить по долговым обязательствам. Потребуется истратить немало ума, энергии и┘ шарма, чтобы убедить страну пойти за президентом – особенно, если, борясь с кризисом, тот будет идти на непопулярные меры.

В сфере международных дел – не проще. США привыкли думать о себе как о центре мировой демократии. Тем любопытнее, что в западном интеллектуальном обиходе появилось выражение «постдемократическое государство», которым характеризуют американскую политическую систему при Буше. Это при том, что в 1990-х годах мировая политическая наука просто вулканировала видениями глобального демократического общества, роль центра и одновременно вершины которого «естественным образом» отводилась Соединенным Штатам. Реальность умерила романтизм. Демократизация в руках администрации Буша стала орудием целой череды острейших региональных конфликтов, два из которых вылились в войны (в Ираке и Афганистане), а три были предотвращены или почти предотвращены (в Корее, Иране и Грузии) стечением обстоятельств и переговорными усилиями многих стран, которые действовали фактически вопреки дипломатии американских республиканцев.

Реагируя на рост конфликтности, неортодоксальная часть американской политической мысли повела разговор о многообразии путей к свободе. Ученые и политики стали нехотя признавать неизбежность и нормальность существования национально своеобразных моделей демократии, в том числе нелиберальных, «еще не либеральных» или даже «не вполне либеральных». В принципе это должно было ослабить противоречия между западной и незападной частями международной системы. Мир нельзя судить и оценивать только по американским меркам. В нем много такого, что не имеет, не будет и не хочет иметь к ним отношение. Признать это – значит проявить демократизм в сознании и политике. Сможет новая администрация США встать на позицию «законности и естественности» плюрализма политического развития мира, в том числе в рамках его демократического вектора? Признает американская элита право демократий быть непохожими друг на друга, может быть, при этом довольно сильно?

Все в личности Обамы, начиная с его молодости, ума и таланта казаться искренним, побуждает думать о нем как о человеке неординарном. Но неординарной личностью была, без сомнения, и Кондолиза Райс.

Однако она оставила в наследство американской политике беспрецедентно жесткий «комплекс ортодоксии», который со временем историки с полным основанием смогут назвать «синдром Райс». Этот комплекс подавил в ней природную способность поступать неординарно. Никто не сказал, что Обама будет таким же. Например, потому что он – мужчина, а это даже в американских условиях психологически облегчает его положение почти вдвое.

Найти верный тон и идейную основу для разговора с Обамой будет сложно. Эмоциональные «ключи» бесед Путина с Бушем с акцентом на веру, демократию и борьбу с терроризмом «свое отыграли». После грузинской авантюры стало яснее, что «теория демократического мира» (гипотеза о том, что демократии между собой не воюют) не работает, если она «не питается» геополитикой, то есть если под ней нет подкладки совпадающих геополитических интересов.

Россия строит демократию не из солидарности с США, Западной Европой или Японией, а потому, что демократия нужна россиянам. «После Грузии» разговор с Америкой разумнее вести с позиций прагматики, а не идеологии, хотя именно с Демократической партией говорить о прагматических делах бывало всегда тяжелее, чем с республиканцами. В этом может состоять одна из сложностей предстоящего диалога. Важно учесть, что с позиций вашингтонских обозревателей резкий тон заявлений в адрес Украины и Грузии воспринимается как давление «сильного» на «слабых». Но психологически и по типу карьеры Обама – типичный американский «человек из народа» (то есть «слабый»), достигший позиции «сильного». Стоило бы просчитать, с какой из сторон легче ассоциировать себя американскому президенту.

Ключевой вопрос – что значит для Обамы американское лидерство. В либерально-классическом американском понимании в его основе лежал принцип «управление с согласия управляемых». При Клинтоне этот принцип был воплощен в стратегии «навязанного консенсуса». Буш изменил формулу лидерства. Его политика была подчинена единственной цели: выдать американские интересы за интересы всего мира – если нужно, то при помощи силы, войны или угрозы. Есть или нет у Обамы воля и мощь восстановить международное согласие?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Путин поставил перед кабинетом министров задачи на 2026 год

0
752
В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

Екатерина Трифонова

Широкие массы юристов не хотят ограничивать свою профессиональную деятельность

0
704
Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Михаил Сергеев

В субъектах РФ растет раздражение ухудшающимся состоянием дорог и здравоохранения

0
819
IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

Анастасия Башкатова

Глубина проникновения искусственного интеллекта в российскую экономику оказалась поводом для дискуссий

0
718