0
1364
Газета Культура Интернет-версия

26.02.2000 00:00:00

Мост на полупальцах

Тэги: выставка, танец


Сергей Эйзенштейн. Эскиз костюма для буффонады "Хорошее отношение к лошадям".

НА ЭКСПОЗИЦИИ в выставочном зале Музея имени Бахрушина в голову лезет: "Что имеем - не храним, потерявши - плачем". Россия имела в 10-20-х годах XX века одну из самых интересных и самобытно развивающихся систем свободного танца в Европе. Россия могла бы достичь здесь неведомых художественных высот. России не пришлось бы изобретать велосипед в 90-е годы и учиться всему с азов, копируя свои же прошлые пластические достижения и модерн-данс Запада, если б не идеологический гнет советской власти, подавившей все направления танца, кроме классического и народного.

Как часто случается, Запад напомнил нам о наших же богатствах. Идейный вдохновитель и автор концепции выставки итальянская славистка Николетта Мислер изучает и пропагандирует российский танцевальный авангард много лет. Результатом ее работы в архивах, музеях и частных собраниях России и Европы стала большая экспозиция в Риме, весной 1999 года показанная там в здании старинного аквариума и сопровождавшаяся танцпоказами "по мотивам" экспозиции. Маленькие залы на Ордынке не похожи на обширное помещение в Италии. Дом диктует свои законы, и концепция выставки здесь совсем иная, хотя по количеству экспонатов (432) Москва обогнала Рим. Вместо подробного панорамно-аналитического показа - лаконичный обзор, главным образом из фотографий и рисунков, в котором отсутствуют некоторые важные фрагменты истории свободного танца. Отсюда и накладки. Порядковые номера экспонатов во вводных статьях каталога не соответствуют подписям под экспонатами в этом же каталоге - статьи-то перепечатаны с итальянского оригинала, описывающего другую, итальянскую выставку. В предисловии организаторы оговаривают: музей в Москве не имел возможности показать экспонаты из зарубежных собраний, и пришлось на месте разыскивать новый материал, восполняющий - с переменным успехом - образовавшиеся лакуны. Вольное название "В начале было тело" у нас заменили на "Человек пластический". А сопровождающие теорию практические показы планируются только через два месяца и в другом помещении, где есть сцена.

Впрочем, выставка все равно интересна. Пойман особый "дух времени", в котором, по свидетельству современников, "все танцевали или хотели танцевать", спектакль назывался "Меланхолическая вакханалия", а для фанатиков ритма какая-нибудь рубка зубилом непременно должна была стать идеальной по траектории движения руки. Схвачена увлеченность многих эстетов танца общественными переменами и их мучительные трудности: как приспособить к переменам свою высоколобость. Помогает, во-первых, хронология: от истоков (Айседора Дункан и ницшеанско-дионисийские увлечения Серебряного века) до концепций 20-х годов (танец в эпоху аэропланов, физкультпарадов и победившего пролетариата). Во-вторых, иконография: выставлены редкие и редчайшие фотографии, экспериментирующие с экспрессией танцевальной позы в постановочных кадрах и с "движением как таковым: скорость, ритм, бег, перемена времени и мест". Работы, подписанные "неизвестный фотограф", могут быть еще лучше, чем съемки мэтров, хотя и фамилии впечатляют: Родченко с ритмической гимнастикой, Наппельбаум, Телешев, любивший снимать на открытом воздухе, Гринберг, Свищов-Паола с воздушными поддержками и фотоэтюдами по симметрии движения, Власьевский со снимком акробатически прогнувшегося мужчины "Мост на полупальцах". В каталожной статье Валерия Стигнеева подробно описываются все приемы: снимки с многократной экспозицией разных этапов движения на один отпечаток; впечатывание в кадр постепенно увеличивающихся изображений прыгающего человека; монтаж нескольких снимков в один; наклоняющийся горизонт в кадре с диагональной композицией...

Тогда танцем интересовались лучшие художники времени: Экстер, Эрдман, Изнар, Дани, Галаджев. Танец рисовали молодые Юткевич и Эйзенштейн. Запечатлевали практики - эксцентрик и автор "танцев машин" Николай Фореггер, отчаянный авангардист Касьян Голейзовский и его любимый танцовщик Василий Ефимов, создавший Иосифа Прекрасного в одноименном балете и рисунки "оргиастических" плясок. Некоторые позже сгинули в лагерях (как график и автор танцевальных экслибрисов Отто Энгельс), оставив потомкам возможность заново открывать их искусство спустя десятилетия. В лагерях оказались и многие энтузиасты, теоретики и практики нового танца, наивно предполагавшие, что времени понадобятся их идеи по созданию свободного духа в свободном теле. Они могли разрабатывать свои художественные утопии всего лишь до 1924 года, когда в Москве вышел указ о запрещении большинства студий - за "аморальную атмосферу". А в 1929 году свободный танец в России был окончательно разгромлен. Уничтожена уникальная организация, которая была интеллектуальным центром Нового танца, инициатором многочисленных программ по комплексному изучению невербального искусства: Хореологическая лаборатория при Академии художественных наук. Сама академия тоже ушла в небытие, как и все многочисленные программы 20-х годов. О них рассказывают лишь сохранившиеся документы. Четыре проведенные выставки "Искусство движения", проекты по изучению человеческой походки, психофизики и эстетики танцевального прыжка, новые пространственные траектории, "архоэтнология" (т.е. реконструкция несуществующих, например древнеегипетских, танцев), вечера "освобожденного тела", увлечение эстетикой наготы, акробатикой, конструктивизмом и космизмом...

Сегодня многие российские хореографы не подозревают, что повторяют идеи Льва Лукина, Веры Майя, Натальи Греминой, Людмилы Алексеевой и многих других постановщиков 20-х годов. Сегодня в России не существует никаких государственных или негосударственных организаций, центров современного танца, аналогичных Хореологической лаборатории. Никто всерьез и масштабно не изучает тело как материал и инструмент танца, а большинство зрителей по-прежнему уверены, что танец может быть только на пуантах. Мы топчемся на том же месте, что и сто лет назад. Нужно много выставок и долгий путь современного танца, чтобы нынешняя российская хореография имела тот же вес в глазах потомков, что в наших глазах имеет "человек пластический".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


ЕС нацелится на болевые точки России

ЕС нацелится на болевые точки России

Юрий Паниев

Каких отраслей может коснуться 20-й пакет санкций

0
967
Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Дарья Гармоненко

Расклад партий по уровню критики в адрес власти расходится с социологическими рейтингами

0
714
Успехи борьбы с инфляцией не отменяют предстоящего ускорения роста цен

Успехи борьбы с инфляцией не отменяют предстоящего ускорения роста цен

Анастасия Башкатова

Эльвира Набиуллина получила очередной карт-бланш от президента и ответила на вопрос о сбоях денежно-кредитной политики

0
1077
Семейный кодекс России защитят от спонтанных поправок

Семейный кодекс России защитят от спонтанных поправок

Иван Родин

Власти корректировали этот закон 53 раза и по разным поводам

0
624