0
874
Газета Культура Интернет-версия

22.03.2000 00:00:00

Театр индустриальной зоны

Тэги: театр, Золотая маска


ФЕСТИВАЛЬ "Золотая Маска" в дополнение к своим основным функциям заставляет изучать географию родной страны. Во множестве городов России, о существовании которых некоторые москвичи не догадываются, зреет богатая театральная культура. Один из них - Минусинск, что в Красноярском крае, где работает профессиональный театр драмы.

Их спектакль по роману Анатолия Мариенгофа "Циники" увлекает не сразу. Он лишен удали, свойственной "фестивальным" спектаклям, способным за какой-нибудь час "впихнуть" всю свою философию в сознание фестивального зрителя, который посмотрит в этот же день еще три таких же представления. Заметно, что Минусинский театр работает на свою, городскую, отчасти патриархальную публику, приходящую в театр, чтобы увидеть длинную, увлекательную и "житейскую" историю. Судьба людей, в которой отразилась судьба страны, - вот простая и понятная тема спектакля Алексея Песегова.

Простота - и на сцене. Бытовой реквизит на почти голой сцене: кровать, шифоньер, стол, стулья, широкое окно на заднике. Пустующее пространство заполняется здесь актерской игрой, богатством человеческих эмоций. Спектакль следует за романом: писатель (Александр Зыков) вспоминает свою молодость. Его диалог с самим собой в юности (Михаил Воронцов) к финалу перерастает в нечто большее: с высоты своего мудрого возраста Владимир Васильевич не только станет рассказывать о печальной судьбе и любви к "падшей женщине" Ольге (Оксана Бобровская), но и станет глубоко оправдывать свои безрассудные поступки, объяснять их и словно с затаенной радостью переживать вновь мучительные, невыносимые сцены, которые заставляли и заставляют его теперь безмерно страдать и так же безмерно радоваться тому, что живет он полноценной, насыщенной страстью жизнью. Владимир Васильевич словно доказывает нам: не были они циниками, и только время, голодная и злая эпоха первых лет революции окутывала людей колючим снегом цинизма, замораживая молодые чувства. Жизнь и любовь героев и даже смерть Ольги в финале спектакля - все это было призвано растопить отчаянный цинизм времени.

Роман о революции (в 50 километрах от Минусинска - Шушенское!), казалось бы, требует совершенно иного ритма, исключающего размеренность событий на сцене. Иногда кажется, что паузы расставлены так, чтобы мы имели возможность, закрыв глаза, прослушать музыкальное оформление к спектаклю. Но этот принципиально не спринтерский спектакль привлекает нас другим: протяженным временем, в котором на зрителя набегают густые волны эмоций. И когда их становится много, мы готовы подчиниться мерному ритму спектакля, чтобы вместе сопереживать. Мы словно "свыкаемся" со спектаклем - точно таким же образом, постепенно, по дням, неделями узнавая нового человека, мы привязываемся к нему все ближе и ближе. И такая сложная привязанность крепче той, что называют "любовью с первого взгляда". "Циники" - из тех прекрасных театральных работ, которые способны взрослеющих детей, что пока еще тянутся к прекрасному, заразить любовью к театру, любовью к сопереживанию - и это самое драгоценное, что может дать театр в маленьком городе с не многим более 80 тысяч жителей.

Оксана Бобровская играет Ольгу холодно, зло. Интонация ее речи неизменна: бесстрастная и безжизненная, она говорит прямо, с огромными паузами и насмешкой, которая ее саму не веселит, но ранит особо нежные души, как у Владимира; ей свойственны несколько развязный тон и несколько развращенные манеры. В ее цинизме - защита от ущемленного женского достоинства, искусство выживания. Такая замороженная интонация в какой-то момент становится поистине невыносимой, однообразной до (буквально) ненависти к актрисе и ее героине, пользующихся на пару столь невиртуозными методами общения, но позже приходит понимание того, что за этой маской - работа актрисы над собой, почти титаническое усилие преображения. По-другому она играть не может! Иначе мы так и не поймем, за что же любит ее Владимир и так мучается от этой любви. И в этом понимании тайна спектакля Алексея Песегова: замороженность (Минусинск!) действия здесь обращается в магическую завороженность для зрителя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
242
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
128
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
141
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
131