0
1198
Газета Культура Интернет-версия

05.07.2000 00:00:00

Мораль сей басни такова...

Тэги: Озон, кино


Франсуа Озон.

В МОСКВЕ (в кинотеатре "Художественный") и в Санкт-Петербурге (на Фестивале фестивалей) прошел показ трех полнометражных работ (питерские зрители увидели также ряд короткометражек) ныне модного французского режиссера Франсуа Озона, который вопреки распространенной информации войдет в "возраст Христа" лишь через четыре месяца. Но можно считать, что он уже произнес свою "нагорную проповедь", из которой становятся ясны "новые заповеди" сегодняшнего возмутителя спокойствия, с несомненным удовольствием играющего роль эпатирующего провокатора.

Рекламная кампания российских прокатчиков (в рамках акции "Другое кино", проводимой фирмами "Кармен" и "Интерсинема", а также Кириллом Разлоговым) тоже построена на педалировании всевозможных нарушений норм общепринятой морали, которые совершает дерзкий автор, демонстрируя на экране гомосексуализм, садомазохизм, инцест, каннибализм, зоофилию и просто секс и насилие. Кого-то это привлечет, кого-то сразу же оттолкнет.

"Перестраховщикам" хотелось бы немедленно сообщить, что скандальное и вызывающее в фильмах Франсуа Озона - не более чем ширма, тот театральный занавес и прочие явные сценические условности, которые режиссер намеренно открывает перед зрителями, не отрекаясь, что всего лишь играет с экранной реальностью. Очевиднее это в "Ситкоме" (1998) - но ни русское название "Крысятник", ни подзаголовок "Комедия положений" не передают истинной сути предпринятой Озоном в первой полнометражной работе язвительной операции по развенчанию и переосмыслению типичного западного тележанра, который следовало бы определить как комический вариант слезливых "мыльных опер". Эти самые ситкомы тоже ведь рассчитаны на добропорядочных домохозяек, которым, кроме желания растрогаться, еще хочется и посмеяться над семейно-любовными проблемами телевизионных персонажей.

В озоновском "Ситкоме" прием театра в кино или кино в театре (кому как нравится!) обнажен настолько, что это делает картину тавтологичной. Ну сколько мы видели антибуржуазных эпатирующих притч о разложении чинных и благовоспитанных семейств, предающихся "большой жратве", повальному разврату, тотальному самоистреблению! Мораль поведанной басни кажется лежащей на поверхности, подобно той белой крысе, невольной виновнице всех случившихся безобразий, которая в финале как ни в чем не бывало жива и здоровехонька выползает на надгробный камень. Однако подлинный смысл "Ситкома", исполненного еще по-юношески и с потребностью сильно удивить мир ("смотрите, я пришел!"), проясняется, пожалуй, лишь после знакомства со второй полнометражной лентой "Криминальные любовники" (1999).

И эту довольно странную и еще более мрачную картину о юноше и девушке, которые чуть ли не на спор убили своего сверстника, увезли в лес и закопали, а потом сами оказались жертвами некоего насильника-людоеда, трактовали преимущественно по внешнему слою - то в духе Жан-Люка Годара (наверное, периода "Уик-энда"), то в стиле всем известных сказок, тем более что и героиню зовут Алисой. Хотя как раз в "Криминальных любовниках" определеннее и четче проявилось то, что присутствует опять в несколько театрализованной форме в осуществленной в том же 1999 году экранизации ранней пьесы "Капли на раскаленных камнях" Райнера Вернера Фассбиндера, одного из любимых режиссеров Франсуа Озона.

В эпоху отсутствия нравственных ориентиров, когда одно лишь напоминание о законах этики и морали является чем-то предосудительным, Озон как будто оправдывает свою "говорящую фамилию", методом от противного доказывая необходимость существования неких человеческих ценностей и вообще неотвратимость кары, хотя ее носителем может оказаться вовсе не Deus ex machina. Легче всего увидеть в "Ситкоме" хохмаческий парафраз на темы "Теоремы" Пьера Паоло Пазолини или произведений Луиса Бунюэля, а молодому постановщику попенять на разностильность и полную нелогичность повествования. Но приходит-то он к выводу о том, что белая крыса, принесенная в дом отцом семейства, конечно же, выступая в качестве своего рода катализатора зреющих губительных процессов разрушения, является всего лишь слепым орудием в руках главного манипулятора, который и должен принять в финале заслуженное наказание. Вот и в "Криминальных любовниках" новоявленные Адам и Ева, совершившие более страшный, чем плотское познание друг друга, настоящий смертоубийственный грех, должны расплачиваться за это животным страхом перед подобием первобытного человека, который вульгарно и грубо вершит свой суд над ними - за что потом и сам просто обязан испытать кару, пусть юный Люк зря кричит полицейским, что этот зверь в людском обличье совсем не виноват. Невиннее всех, пожалуй, именно Люк, поддавшийся сексуально-ревнивым провокациям Алисы и согласившийся помочь ей убить Саида. В ходе этих рассуждений нетрудно угадать, кто же, по мысли Франсуа Озона, должен первым понести смертельное воздаяние. Очередного манипулятора во что бы то ни стало следует решительно и бесповоротно удалить со сцены - чем не пример приверженности автора морализму?!

Тема манипулирования в отношениях людей друг с другом не случайно становится главной в фильме по пьесе Райнера Вернера Фассбиндера, для которого это являлось самым больным нервом на протяжении всей жизни и творчества - наряду с идеальным стремлением к недостижимой любви (хотя Франсуа Озон почему-то склонен считать по-юношески наивной фассбиндеровскую фразу "Любви не существует, есть только возможность любви"). И 19-летний Франц, получивший излюбленный псевдоним Фассбиндера в честь Франца Биберкопфа из романа "Берлин, Александерплац", оказывается его несомненным "альтер эго" с пророчески угаданным (почти за два десятка лет до смерти от передозировки) трагическим исходом своей судьбы. Кстати, русский перевод названия ленты, сделанный с французских и английских версий, все-таки не соответствует немецкому оригиналу. Tropfen auf heissen Steine - это отнюдь не "Капли дождя на раскаленных скалах". Райнер Вернер Фассбиндер не уточняет, какие же капли имеются в виду - воды, дождя, слез, алкоголя, введенного в вену наркотика или же принятого яда? Тем более нет речи о скалах, а под "раскаленными камнями" в этой истории человеческих страстей, принципиально (почти классицистски) замкнутой в четырех стенах, может пониматься даже пресловутый семейный очаг, который тут явно нетрадиционен и из гомосексуального дуэта грозит превратиться вообще в промискуитетный квартет, то есть в "групповуху".

Но финальный поступок Франца (между прочим, в творчестве Франсуа Озона этого героя можно считать развитием образов Николя из "Ситкома" и Люка из "Криминальных любовников"), оплаканный из трех остальных персонажей только лишь Верой, не позволяет этой хитрой манипуляции случиться. Казалось бы, в данном случае доморощенный демиург, усиленно молодящийся коммивояжер Леопольд, празднует моральную победу над всеми, подчинив их своей извращенной воле. Однако, будучи особым "продолжением" других озоновских типов (отца из "Ситкома" и лесного каннибала из "Криминальных любовников"), он однозначно неприемлем для автора, меняющего тактику вынесения смертельных приговоров, иначе наказывая манипулятора - а именно лишая его самого ценного объекта влияния.

Франсуа Озон все явственнее наследует в кино как раз Райнеру Вернеру Фассбиндеру (знаменательно, что лента "Капли на раскаленных камнях" участвовала в конкурсе Берлина-2000, правда, отмечена лишь призом "Тедди" от гомосексуального жюри) и, судя по заканчиваемой им картине "Под песком", начинает тяготеть к мелодраме. Это позволяет предположить похвальную эволюцию французского режиссера от дерзкого, но преходящего эпатажа по направлению к глубоким человеческим историям. Вот и вся мораль, вытекающая из знакомства с этим автором на 33-м году его жизни. Кстати, Фассбиндер именно в данном возрасте пришел к перемене жанра и стиля в национальной мелодраме "Замужество Марии Браун", с которой начался зрелый период его творчества.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1277
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3393
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1923
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2222

Другие новости