0
929
Газета Культура Интернет-версия

08.09.2000 00:00:00

Модное и вечное

Тэги: Шерстюк, Майорова


Даже те, кто Шекспира никогда не читал, могут процитировать к случаю, что, дескать, "нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте". Процитируют и ошибутся. На самом же деле заключительная строка в оригинале звучит иначе: "повесть о Джульетте и ее Ромео". И для Шекспира был важен именно такой порядок имен: Джульетта, а не Ромео - камертон этой любви, и Ромео тянется к ней, постепенно избавляясь от эгоцентрического самолюбования и ненужной риторики. Джульетта с самого начала знает, Ромео же лишь под ее влиянием приходит к пониманию того, что все подлинное не нуждается в дополнительных изысках и вывертах, подлинное - сильно и просто.

То, что напечатано в "Октябре" # 8 под названием "Украденная книга", можно назвать "повестью о Елене и ее Сергее". "Украденная книга" - так публикаторы обозначили фрагмент из дневника умершего два года назад художника Сергея Шерстюка, мужа актрисы Елены Майоровой. Напечатанный отрывок - та часть жизни (весьма небольшая, несколько месяцев), которую Шерстюк прожил после Майоровой. Кусочек времени от ее смерти до его смерти.

Говорят, в молодости Сергей Шерстюк жаждал славы Энди Уорхола - и не получил ее. Шерстюковские хулиганские выходки быстренько канули в Лету, о его гиперреализме помнят разве что приятели по тусовке, о нашумевшей в свое время выставке "Все это я ел" критики отзываются весьма прохладно (опять же те, кто ту выставку еще помнит).

И все-таки Сергей Шерстюк достоин того, чтобы его имя осталось в анналах нашего времени. Возможно, после публикации дневника слава и придет к нему - не к интеллектуальному хулигану, придумавшему Емасалу, не к эпатирующему публику художнику, а к человеку страдавшему и любившему, к человеку, чуждому игры, самолюбования и эгоцентризма. Но, похоже, Сергею Шерстюку - автору дневника - на популярность и славу уже было наплевать.

Автор предисловия Игорь Клех прав, называя "Украденную книгу" целостным произведением: действительно, в опубликованных отрывках просматривается вполне связный сюжет, история любви, которая имеет начало, развитие и (к сожалению) известный конец. Дневник полон воспоминаний, событийных, - и обыкновенных, будничных сценок: дача, Лена на велосипеде, Лена с грибами в руках у летней кухни. И - недоумение: еще недавно она была, а теперь - нет? И - разговоры с Леной, для него живой по-прежнему. Ее голос: "Ты всегда думал, что я навсегда - вот здесь, где мы живем и хлопаем дверьми, ты и не взрослел потому, что я - навсегда, ты одного боялся - умереть раньше меня. Потому чуть что - укутывался одеялами, хныкал, требовал, чтобы я непременно закопала тебя в землю, а картины долго не продавала... Бедный Сережа, что было в твоей голове? Когда ты так боялся смерти, ты совсем забывал обо мне, но требовал: сядь рядом, дай руку, не уходи, положи руку на сердце. Ты любил смотреть мне в глаза, но именно тогда, когда мне это было необходимо как жизнь, ты смотрел в потолок, в пол, морщился, а у меня сердце разрывалось, и я думала, что всем обуза, нелюдь, что попала к вам, людям, случайно. Когда я говорила "вы" - ты морщился (это тот, кто меня любит!) и мечтал об одном: скрыться, убежать, забиться в угол, пока не пройдет. А ведь я ждала, чтобы ты только погладил меня, не обнял, нет, а только погладил волосы".

Раскаяние. И опять - мучительное недоумение: "Как же так: так трудно полюбить, а мы любили, трудно любить, а мы любили, трудно любить свое дело, а мы любили. Красивы, талантливы, остроумны, веселы да и как похожи при всей непохожести - и вот тебе". И - отъединение от всего того, что наполняло жизнь прежде...

Но вот несколько моментов из предисловия, которые вызвали некоторое недоумение. "Нет на свете ничего интереснее загадки и тайны личности, живой и непоследовательной, - пишет Игорь Клех, - даже не снившейся бедному воображению беллетристов, этих каторжников "реализма", наловчившихся для пропитания "тискать романы". Дневник - жанр в высшей степени литературный в том смысле, что всегда адресован не современникам, а некой "понимающей субстанции", персональной, но при этом лишенной определенности очертаний и реагирующей на фиктивность и фальшь, как лакмусовая бумажка: моментально приобретают трупную синюшность или краснеют от стыда целые страницы". Может быть, романы Игоря Клеха и его собственный дневник (если он его ведет) и адресованы "некой понимающей субстанции", но то, что напечатано в "Октябре", несомненно, нужно живым людям и современникам. И это как раз не "роман в жанре non-fiction", - новоизобретенное Клехом определение. Это реализм - и в самом чистом своем проявлении.

По определению литературного энциклопедического словаря, реализм - это когда художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Но мне больше нравится давнее определение Павла Басинского, когда-то написавшего в "новомирской" статье, что "реализм знает о замысле мира, чувствует его и берет на себя добровольное страдание правдивости: лепить не по собственной воле, но "по образу и подобию". Реалист обречен выжидать, пока "тайна" мира, "сердце" мира, "душа" мира не проступят сами в его писаниях, пока слова и сочетания их не озарятся сами внутренним светом, а если этого нет - игра проиграна, и ничто ее не спасет. В реализме... все в конце концов встает на свои места: является человек, который как-то ставит рядом обыкновенные слова, а звучат они уже по-другому и смысл их совсем другой".

И то и другое вполне относимо к "Украденной книге".

А предисловие - оно как бы из той, другой жизни Шерстюка, до гибели Елены Майоровой. Когда он действительно жил "in betweeness" магией и православием. Потому что автор "Украденной книги" к магии не имеет уже никакого отношения. И выспренное определение Клеха - "последняя в ХХ веке трагическая история любви" - больше подходит как раз для рекламы коммерческого "романа", а не для того пронзительного и искреннего чувства, которым пронизан дневник.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
811
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
910
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
283
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
1140

Другие новости