0
785
Газета Культура Интернет-версия

10.10.2000 00:00:00

Таблетка вместо котлетки

Тэги: кино


КАЖЕТСЯ, идея, которая уже пару-тройку лет носилась в воздухе, наконец долетела и до тех, кто ведает кино- и издательской политикой. Идея очевидная и простая как мычание - народу интересно не только то, что происходит здесь и сейчас, но и что происходило здесь и тогда. Двести, сто, девяносто лет назад. Рейтинг "Петербургских тайн" выше рейтинга "Санты-Барбары" времен триста-какой-то серии. Борис Акунин объявлен "Русским радио" Самым Загадочным Писателем Века, полки книжных магазинов запестрели названиями типа "100 самых знаменитых исторических личностей".

Пришло время Клио. Спрос (пусть и с некоторым запозданием) рождает предложение. В начале октября на ОРТ запускают новый сериал, который, по задумке авторов, должен кардинально отличаться от всех прочих. Он называется "Империя под ударом" и снабжен подзаголовком "История террора в России". Время действия - Санкт-Петербург начала века. Следователь Путиловский в исполнении Игоря Ливанова выслеживает членов боевой организации эсеров, предотвращает (или не успевает предотвратить) покушения на государственных деятелей. Среди действующих лиц - министр Столыпин, Плеве, великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Федоровна, Гапон, Азеф, легендарный глава эсеров Григорий Гершуни┘

На презентации сериала в питерском Доме кино его создатели очень долго говорили о том, как мы много утратили и как много нужно нам восстанавливать, об интереснейшем периоде отечественной истории, о желании донести до зрителей этот интерес┘ Потом показали одну из серий, вторую по счету: "Голубой конверт".

Когда серия кончилась, юный фотограф популярной молодежной газеты сказал, потягиваясь:

- А что, мне понравилось. Дома на диване оттянуться под пивко - в самый раз.

Мальчик попал в точку. Это было похоже на разгадывание кроссворда: режиссер выстроил фильм сплошь на цитатах. Ну, пародирование знаменитого масленниковского "Шерлока Холмса и доктора Ватсона" еще оправдано: и там и там одинокий сыщик, его друг-доктор, пожилая экономка, ведущая хозяйство┘ Но - "Белое солнце пустыни"? Письма барышни Липочки к возлюбленному (министру Сипягину, жертве террористов) просто "слизаны" с писем Катерины Ивановны. Липочка валяется на постели тем же манером, что и знаменитая Мишель Мерсье в "Анжелике" - зачем?

В отличие от "Анжелики", фильмы советской Ленинианы, казалось бы, все-таки худо-бедно "вписываются" в контекст: пафос, с которым герои - революционеры-большевики делали революцию, можно обыграть, снимая историю соперников большевиков - эсеров. Карикатурен убийца Сипягина, юный студентик Балмашев (его играет Геннадий Смирнов), - так явно борются в нем жажда славы и трусость. Он произносит глупые и пламенные речи о грядущей свободе - да, смешно. Только вот за смехом создатели сериала как-то забывают, что реальный Балмашев жизнью заплатил за те идеалы, что сейчас кажутся глупыми и нелепыми. А хохмы на крови - это, знаете ли, как-то непорядочно┘ Впрочем, какая кровь? В сериале персонажи истекают не кровью, а клюквенным соком. Говорить всерьез о таких чувствах, как любовь к родине и искреннее желание ей блага, нынче смешно и даже конфузно, поэтому "Империя под ударом" снята в духе нормального отечественного постмодернизма.

Если воспользоваться историческими аналогиями, постмодернизм - это что-то вроде феодальной раздробленности. Время разбрасывать камни, за которым, как известно, наступает время камни собирать. Феодальная раздробленность - словно пролог к "собиранию" единого государства.

Так и в искусстве. Но процесс собирания цельной картины из кусочков долог, и никто не гарантирует, что в результате она адекватно отразит мир. В картине, собираемой почти весь ХХ век и называемой "советское искусство", было слишком мало воздуха; находиться внутри, соответствовать ей было так же малоприятно, как шагать в "испанском сапожке". Поэтому после исчезновения СССР ее и разбивали с таким удовольствием, растаскивали на куски (то бишь на цитаты), вставляли в иной контекст и наслаждались игрой. Но любая игра рано или поздно приедается. И сначала она приедается не играющим, а наблюдающим за игрой. Зрителям, читателям┘ Правда, те, кто родился в конце 70-х и позже, не то что не хотят - не чувствуют потребности перемены. Они вошли в сознательный возраст в самый разгар "игры" и ничего, кроме нее, не видели. Поэтому любое искусство и воспринимается (не всеми, но многими) лишь с точки зрения "оттянуться под пивко". И вряд ли после "Империи под ударом" они поймут, что получили таблетку вместо котлетки, вряд ли проникнутся сочувствием к соотечественникам, что сто лет назад любили, страдали, мучались и гибли отнюдь не понарошку, как в сериале, а всерьез. Вряд ли возникнет чувство причастности к своей истории. Так что "развлекаловка" из сериала, может быть, и получилась, а вот насчет "восстановления утраченного" - увы, не вышло. Пока.

Хотя сам путь, по которому пошли создатели "Империи под ударом", - попытка совместить "развлекаловку" с разговором о серьезных вещах - типичен для времени усталости от игры. Усталость есть, желание чего-то большего, чем просто хохмы, "цитаты" и насмешки, есть, а привычка, навык к душевной работе давно утрачен и еще не выработан заново.

Аналогичная ситуация вырисовывается и в литературе. Вот Борис Акунин, поминаемый во всех СМИ кстати и некстати, казалось бы, делает доброе дело: работая в "низком" жанре детектива, стремится вернуть читателям вкус к хорошему русскому языку и исподволь вызвать интерес к великой русской литературе. А по сути с книжками Акунина получается то же, что и с ОРТ-вским сериалом. Вместо оригинала читателю настойчиво "впаривают" суррогат. Причем Григорий Чхартишвили, кажется, искренне читательски привязан к Чехову: его герой Фандорин даже дальний родственник чеховского Дорна из "Чайки". И продолжение "Чайки" Акунин-Чхартишвили написал, вероятно, отчасти руководствуясь желанием привлечь внимание к классику. Только вот Чхартишвили и Чехов в неравном положении: одного "раскручивают", а другого - нет. Могут сказать, что Чехов в "раскрутке" не нуждается, - уверяю вас, нуждается, и еще как! Опять-таки для тех, кто имел счастье (или несчастье) родиться в конце 70-х.

У Чехова герои не принадлежат среде, в которой вынужденно обитают, они не могут найти мир "по себе", а попытки создать его искусственно обречены на неудачу. А акунинские "чеховские" герои вполне адекватны среде. Они даже говорят не по-чеховски, а по-акунински:

"Аркадина: Боже, Боже. И я, мать, только что лишившаяся единственного, бесконечно любимого сына, должна участвовать в этом фарсе! Увольте, господа. Дайте мне побыть наедине с моим горем. (Царственно встает.) Борис, отведи меня в какой-нибудь удаленный уголок, где я могла бы завыть, как раненая волчица".

Sapienti sat. По Чхартишвили представления о Чехове не получишь.

Впрочем, все равно спасибо Борису Акунину за то, что он возник на литературном горизонте. Ведь год-два назад ни одно издательство не взяло бы в производство детектив, где время действия отнесено к началу века. Издательства ведь выпускают книги сериями, - а соответствующих серий нет. Знаю, что находились люди, которые предлагали детективные циклы вроде акунинских (в одном из них главным сыщиком была попадья, что-то вроде русской мисс Марпл). Не брали - читатель, мол, интересуется только современными разборками и криминалом, "братками" и "авторитетами". А Чхартишвили - человек в литературной тусовке известный и влиятельный. Идея носилась в воздухе - Григорию Шалвовичу позволили ее осуществить. А теперь, может быть, по проторенной им дорожке и запустят "исторические" детективные серии, - боюсь только, что опять получится нечто вроде современного аналога "Ната Пинкертона".

Потому что искусство только тогда становится искусством, когда оно захватывает если и не "до полной гибели", то уж "всерьез". А "всерьез" все еще не модно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
949
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
1048
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
331
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
1372

Другие новости